В предыдущей статье мы познакомились с различными видами спинакеров и способами их укладки. Подошло время поднимать и устанавливать его. Но как всегда в яхтинге, предварительно необходимо подготовиться к установке. Если конечно не хотите вылавливать спинакер из моря или порвать его о такелаж. Причем после подготовки стоит еще раз все тщательно проверить и обговорить с экипажем последовательность действий. При слаженной работе экипажа спинакер устанавливается легко и просто. Помните, времени на исправление ошибок не будет. В конце статьи небольшой ролик о том к чему приводит поспешность при управлении спинакером. Как уже упоминалось, существует два способа постановки спинакера от штага и от вант. Последовательность действий у них похожа, отличаются только местом установки и крепления кисы с парусом. У каждого способа есть плюсы и минусы. Подробно мы их рассматривать не будем. Имейте только в виду, установка от вант удобнее тем , что раннему раскрытию паруса препятствует прикрывающий его грот , но существует повышенная вероятность запутать его о такелаж. Итак приступим.
Закрепите кису с парусом на леере в носовой части подветренного борта (1).
В корме проведите шкот снаружи под леера и через блок заведите на лебедку (2).
Проведите шкот перед вантами (3), перед шкотом генуи и прикрепите к шкотовому углу спинакера (4).
Брас проводится также, проходит через «клюв» спинакер-гика (5), перед форштагом, и крепится к наветренному шкотовому углу (6)
Прикрепите фал к фаловому углу паруса (7). Убедитесь, что фал не перехлестывает форштаг!
Подъем спинакера на полных курсах.
Безопаснее всего в яхтинге поднимать и снимать спинакер на подветренной стороне генуи. Если генуя снята, то перед подъемом паруса необходимо выбрать наветренный шкотовый угол (А) вплотную к ноку спинакер-гика .
— Установите спинакер-гик на необходимой высоте и набейте оттяжку.
— Поднимите парус, максимально быстро выбирая фал.
— Выберите брас, подтянув шкотовый угол вплотную к спинакер-гику, пока он не окажется в правильном положении.
— Выбирайте шкот, пока парус не наполнится.
— Снимите геную. Если ветер с траверза, парус не будет наполняться, пока генуя не снята.
Подъем спинакера в галфвинд.
Установите спинакер-гик под углом 15° к ДП и немного ниже, чем на полном курсе. Набейте оттяжку. Далее действуйте, как указано выше.
Основные правила:
-Тщательно уложите спинакер! Взявшись за фаловый угол, сворачивайте шкаторины, пока не дойдете до шкотовых углов, помеченных, обычно, красным и зеленым цветом. Уложите парус в кису, держа фаловый и шкотовые углы вместе. Лучше делать это вдвоем.
-Надежно прикрепите кису к леерам.
-Дважды проверьте правильность проводки шкота, браса и фала.
-Установите спинакер-гик на правильную высоту и угол.
-Выберите брас, чтобы шкотовый угол был вплотную к спинакер-гику. Это не обязательно, если парус поднимают на подветренной стороне генуи.
-Проверьте, что оттяжка набита и спинакер-гик не поднимется вверх при наполнении паруса.
-Обязательно накиньте одним шлагом шкот, брас и фал на лебедки. Тогда справитесь с парусом, даже если он наполнится рывком.
-На полных курсах, кроме слабых и сильных ветров, немного потравите фал, чтобы отодвинуть парус от грота .
При направлении вымпельного ветра — 120-180°, спинакер-гик устанавливают, как правило, под углом 90° к ветру. Если вымпельный ветер с траверза (галфвинд), необходимо сгладить парус и открыть подветренную шкаторину. Для этого надо опустить спинакер-гик и отвести его немного в корму, выбрав брас. В этом случае угол между вымпельным ветром и спинакер-гиком будет меньше 90°.
Один из способов в яхтинге найти правильную высоту спинакер-гика — контроль наветренной (передней) шкаторины. Она колеблется, поскольку колеблется весь парус. Отрегулируйте высоту спинакер-гика по наибольшей длине одновременного изгиба передней шкаторины. Если изгиб возникает в верхней части шкаторины, поднимите спинакер-гик, если в нижней части, опустите его.
Другой способ: на бакштаге установите шкотовые углы на одинаковую высоту от палубы. Если ветер слабеет, и подветренный шкотовый угол провисает, опустите спинакер-гик. На галфвинде наиболее важным будет положение пуза паруса поэтому чаще всего наветренный шкотовый угол будет ниже, чем подветренный шкотовый угол.
Глубина в верхней части спинакера.
Глубина спинакера зависит, прежде всего, от раскроя его полос, выполненного изготовителем. В верхней части паруса глубину можно изменять, управляя положением шкотовых углов по высоте. Если углы поднять, задняя и передняя шкаторины откроются, плечи (верхние части шкаторин) расправятся врозь. Это уплостит верхнюю часть паруса. Если шкотовые углы опустить — шкаторины натянутся и сблизятся друг с другом. Таким образом:
-Спинакер гик выше: «пузо» в верхней части паруса меньше.
-Спинакер гик ниже: «пузо» в верхней части паруса больше .
Глубина в нижней части спинакера.
Глубину в нижней части спинакера можно изменять, перемещая точку проводки шкота (похожий способ применяется в яхтинге для шкотов генуи). Обычно точка проводки расположена в кормовой части лодки, но при использовании оттяжки Барбера, закрепленной позади вант, точка проводки шкота переместится вперед .
Со шкотом, проведенным в корму, парус будет более плоским, и подветренная шкаторина откроется. Кренящая сила уменьшится, так как воздушный поток будет обтекать парус с меньшим изгибом. Кроме этого, спинакер окажется дальше от грота, что сделает воздушный поток более благоприятным для обоих парусов.
При перемещении точки проводки вперед (используется оттяжка Барбера), шкот будет направлен ниже. Натяжение шкота увеличит глубину паруса и подветренная шкаторина закроется. Таким образом:
-Кормовая проводка шкота — парус в нижней части более плоский, подветренная шкаторина открыта.
-Передняя проводка шкота — парус в нижней части более глубокий, подветренная шкаторина закрыта.
Положение «пуза» спинакера.
Положением «пуза» спинакера управляет относительная высота шкотовых углов. Чаще всего шкотовые углы паруса выставляют на одинаковую высоту. Тем не менее, яхтенное правило, гласящее, что шкотовые углы должны быть на равной высоте, действительно не всегда. Иногда наветренный шкотовый угол опускают немного ниже, чем подветренный.
При ветре с траверза и ближе к бейдевинду необходимо переместить «пузо» вперед, опустив спинакер гик. Если его поднять, то положение «пуза» спинакера переместится назад . В сильный ветер с траверза обязательно нужно опустить спинакер-гик, чтобы положение «пуза» спинакера сместилось вперед и, таким образом, избежать брочинга. (Если есть опасность брочинга, ослабьте гика шкот и оттяжку гика, чтобы обезветрить вершину грота).
Полезные советы:
-Лучше всего поднимать и снимать спинакер на подветренной стороне генуи .
-На бакштаге и фордевинде (вымпельный ветер 120-180°) установите спинакер-гик под углом 90° к вымпельному ветру .
-Переместите его немного вперед, если угол вымпельного ветра становится меньше 120°.
-Спинакер-гик всегда должен устанавливаться перпендикулярно к мачте .
-Опустите его ниже при ослаблении ветра .
-В сильный ветер переместите точку проводки шкота вперед при помощи оттяжки Барбера .
-На бакштаге и фордевинде подветренный и наветренный шкотовые углы должны быть на одинаковой высоте от палубы .
Общие правила не всегда действительны в яхтинге! В очень сильный ветер, при возникновении опасности брочинга, гораздо важнее стабилизировать спинакер и, таким образом, лодку, чем заботиться о скорости. Вместо того, чтобы уплостить вершину паруса, подняв спинакер гик, необходимо опустить его, сдвинув «пузо» паруса вперед и открыв заднюю шкаторину.
Чтобы быть уверенным, что шкоты не перетянуты и парус работает максимально эффективно, необходимо постоянно работать шкотом, ослабляя его до появления изгиба наветренной (передней) шкаторины, затем выбирая шкот до момента исчезновения изгиба.
Экипажи круизных яхт почти никогда не работают со спинакером таким образом. Главная цель такого яхтинга — отдых. Поэтому проще всего немного перебрать шкот и «ехать» чуть медленнее, зато с полным комфортом. Но об управлении яхтой под спинакером в следующей статье.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам