В яхтинге когда вымпельный ветер направлен в корму, очень трудно держать стаксель наполненным, поскольку он закрыт гротом. Если нет возможности или желания вынести его на ветер с помощью спинакер-гика, то тогда ставят специальные паруса, такие как спинакер или геннакер. На полных курсах эти виды парусов будут работать более эффективно, чем стаксель, особенно в слабый ветер. Спинакер — самый яркий и запоминающийся в яхтинге парус. Управление этим видом парусов, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства всего яхтенного экипажа.
Спинакер — вид парусов, по настройке которых особенно трудно дать исчерпывающие рекомендации. Тем не менее, в этой серии статей постараемся рассказать о нем максимально подробно.
Ясно что основной массе яхтсменов в недельном чартерном яхтинге эта информация вряд ли понадобится. Ведь чартерные яхты не принято комплектовать подобными видами парусов. Но иногда и такое случается, бывают чудеса на свете. И чтобы не было обидно за упущенные возможности, знать основы установки спинакера и управления под ним яхты думаю стоит. Хотя при неопытном экипаже и в сложных волно-ветровых условиях устанавливать спинакер все же не стоит. Парус дорогой и легко рвется, можно попасть на депозит. В тоже время ничто не сравниться с удовольствием от яхтинга под спинакером. Ниже короткий ролик подтверждающий вышесказанные слова.
Виды парусов для полных курсов.
После этого поучительного ролика рассмотрим виды парусов, а также оборудование и термины применяемые при работе со спинакером .
Спинакеры разделяются на симметричные и асимметричные. По виду покроя различаются на горизонтальные, радиальные, три-радиальные и «звездного» покроя паруса.
Спинакеры с горизонтальным покроем положили начало ряду современных спинакеров симметричного типа. Диагональные нагрузки, действующие на спинакеры, существенно растягивают их ткань. У видов парусов с горизонтальным покроем при усилении ветра это приводит к деформации паруса, особенно его верхней части.
Такие спинакеры эффективны в слабый и средний ветер на полных курсах, но малопригодны в галфвинд.
Радиальные виды парусов значительно усовершенствованы по сравнению со спинакерами с горизонтальным покроем. За счет вертикального раскроя верхней части у радиальных спинакеров уменьшилось растяжение ткани, что позволяет использовать такие виды парусов в более сильный ветер. Однако форма и свойства радиальных спинакеров не являются оптимальными для использования их в галфвинд,
Три-радиальные виды парусов с комбинированным расположением полотнищ хорошо держат форму во всех направлениях. Спинакеры этого вида парусов применяются на различных типах яхт и пригодны для большинства курсов в яхтинге.
Спинакеры «звездного» покроя — плоские спинакеры, способные работать даже в бейдевинд. Благодаря расположению полотнищ, сориентированных по главным направлениям растяжения, такие виды парусов мало деформируются под нагрузкой и сохраняют свою форму при усилении ветра.
В современном яхтинге для изготовления полотнищ парусов оптимальной формы с учетом растяжения и ориентации материала используется компьютерное проектирование и специальные раскройные машины.
Спинакеры (и геннакеры) шьют из тонкого нейлона. Нейлон выбран потому, что обладает высоким отношением прочности и веса, упругий, имеет незначительную остаточную деформацию.
Эти виды парусов из нейлона можно нести в очень слабый ветер, одновременно с этим нейлон способен выдерживать высокие нагрузки при порывах. Особенность нейлона — недостаточная стойкость к длительному воздействию солнечного света. Поэтому спинакеры и геннакеры, не используемые в данный момент, должны храниться в светонепроницаемых парусных мешках (кисах).
Паруса и мешки должны быть сухими! Тщательная промывка пресной водой по крайней мере один раз в год продлит жизнь паруса.
Управление этими видами парусов.
Этими видами парусов управляют два шкота, но шкот, проведенный через клюв спинакер-гика и присоединенный к наветренному шкотовому углу спинакера, называют брасом.
Шкот присоединен к подветренному шкотовому углу. Шкот становится брасом и наоборот после поворота через фордевинд под спинакером. Шкот и брас проводятся через блоки и лебедки в кормовой части палубы.
Оттяжка и топенант необходимы для регулировки и фиксации положения спинакер-гика по вертикали. Заметьте, что оттяжка имеет дело с гораздо большей нагрузкой, чем топенант, так как эти виды парусов создают серьезные вертикальные усилия.
Малый спинакер-гик (мартин-гик) используется обычно на больших лодках, чтобы отвести брас от вант .
Завал-таль не позволяет грота-гику перекинуться с борта на борт при непроизвольном повороте через фордевинд. В яхтинге такой поворот — одна из самых опасных ситуаций, возникающих под парусом.
Обычно коренной конец завал-тали крепится к гику рядом с креплением гика-шкота. Чтобы оттянуть гик вперед, завал-таль проводится через блок, закрепленный на фальшборте ближе к форштевню, или через носовую утку. Далее завал-таль проводится обратно в кокпит, где и фиксируется .
Очень важно иметь возможность быстро отдать завал-таль любого типа.
Используйте завал-таль в бакштаг или фордевинд, а также, если несете паруса «бабочкой». В качестве альтернативы, нижнее крепление гика-шкота может быть перенесено на фальшборт . И все же, лучше использовать завал-таль, даже если не хватает проводки до кормы. Главное — убедитесь, что можете быстро отдать ее, желательно из кокпита.
Оттяжка Барбера — трос с канифас-блоком, пропущенный через блок, закрепленный на фальшборте позади вант. Оттяжка Барбера управляет точкой проводки шкота в направлении нос — корма . Установив оттяжку Барбера, сможете перенести точку проводки шкота вперед.
Подветренный борт — борт лодки, на котором расположен грота-гик, за исключением случаев, когда гик закреплен чем либо на другом борту.
Брочинг — резкий уход лодки с курса, вызванный несбалансированной работой руля и парусов. Сопровождается потерей управляемости и сильным креном, возрастающим из-за большого наклона рулевого пера и киля.
Собственно, почти все эти термины и оборудование встречались в предыдущих статьях по настройке парусов. Но поскольку, как уже упоминалось выше, управление этими видами парусов в яхтинге представляет определенную трудность , стоит их напомнить еще раз.
Укладка этих видов парусов.
В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет полным курсом, либо, как это часто делают в гонках, при переходе с острого курса на полный. Постановка спинакера, площадь которого часто превышает обмерную площадь парусности, когда яхту раскачивает волнами и ветер рвет парус из рук, — дело нелегкое. Подобные виды парусов можно успешно поставить, если заранее приготовить его, уложив в определенном порядке в мешок . Делают это двумя способами.
Первый способ укладки этого вида парусов. Раскинутый спинакер укладывают в мешок, начиная с середины нижней шкаторины, так, чтобы остались торчать из мешка сначала нижние углы паруса, а затем, после укладки оставшейся части, — фаловый угол. Все три угла осторожно, чтобы не перепутать, укладывают поверх спинакера. Задача матроса, который будет ставить спинакер, — правильно разобрать углы и заложить фал и брасы, не перепутав их. Уложенный спинакер можно ставить легко и без всякой задержки.
Второй способ укладки этого вида парусов. Разложенный спинакер постепенно, вертикальными складками собирают к центральному шву , в длинную колбаску. Затем укладывают змейкой, горизонтальными складками одна на другую в пакет по размеру мешка. При укладке пакета в мешок нужно два нижних угла оставить торчащими из-под пакета, а фаловый угол положить сверху.
Ставить эти виды парусов в яхтинге можно также двумя способами: от штага или от вант. Но об этом в следующей статье.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам