Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена. Управлять спинакером в яхтинге трудно, но очень интересно. В этой статье рассмотрим основные принципы по управлению яхтой под спинакером. Но все это теоретические моменты, и их лучше отработать в практическом яхтинге на спокойной воде под руководством опытного яхтсмена. Если конечно, не хотите заниматься выпутыванием паруса из такелажа или вылавливанием его из воды. И это в лучшем случае, в худшем неправильное управление парусной яхтой под спинакером может привести к брочингу, поломкам яхты и травмам экипажа. В конце статьи приводится короткий ролик демонстрирующий результат ошибок при управлении яхтой под спинакером.
В яхтинге под спинакером необходимо постоянно регулировать шкот и брас этого паруса, то выбирая, то подтравливая их, чтобы спинакер был наполнен ветром. При работе со спинакером следует помнить, что легче не дать парусу обезветриться и упасть, чем заставить обезветренный парус снова расправиться. Все действия команды должны быть направлены на поддержание устойчивой работы спинакера. На изменения направления и силы ветра следует немедленно реагировать не только подбиранием шкота, но и изменением курса судна.
Настройка спинакера при управлении яхтой.
Настройка спинакера, а следовательно, его устойчивость и тяга, в большой степени зависит от натяжения наветренной шкаторины, которое в зависимости от силы ветра и курса судна регулируется подтравливанием фала и вертикальным перемещением наружного конца спинакер-гика. Оптимальное натяжение шкаторины зависит от формы спинакера и может быть определено в яхтинге только опытным путем. При малейших заходах или изменениях силы ветра настройка спинакера корректируется; только при этом условии управление яхтой под спинакером возможно с наибольшей эффективностью.
В легкий ветер, при волнении потравите брас, установив спинакер-гик под большим, чем 90°, углом к вымпельному ветру. Ослабив шкот, направьте усилия паруса вперед. Глубина, увеличившаяся в нижней части паруса, увеличит тягу, помогающую преодолевать волны, Если переместить оттяжкой Барбера точку проводки шкота вперед, то спинакер на волнении будет более устойчивым.
В яхтинге в сильный ветер управление яхтой сложно. Для избежания брочинга не допускайте рысканья лодки .
Бакштаг (ветер с раковины):
-Опустите спинакер-гик и подберите брас, чтобы стабилизировать переднюю шкаторину спинакера.
-Переместите точку проводки шкота вперед, установив оттяжку Барбера, и выберите немного шкот. Это уплостит спинакер и прекратит его колебания с борта на борт, заставляющие лодку рыскать при большом волнении.
На фордевинде :
Действуйте как в бакштаг, но ослабьте брас так, чтобы лодка не кренилась к наветренному борту. Такой крен может вызвать самопроизвольный поворот в подветренную сторону.
Следуя курсом фордевинд, необходимо как можно сильнее травить шкот и выбирать брас так, чтобы спинакер-гик был направлен практически по одной линии с направлением грота-гика. В таком положении спинакер выходит из-за грота и лучше работает. Признаком хорошей работы паруса в управлении яхтой является то, что он уходит далеко вперед и становится пузатым. В таком положении яхта набирает хорошую скорость. Показателем в яхтинге того, что выбирать брас больше нельзя, является заваливание наветренной шкаторины спинакера и ухудшение его пузатости. С другой стороны, если перебран шкот, то подветренный край паруса слишком близко подходит к гроту, стекающий с него воздух мешает работе грота, который заполаскивается, что вынуждает подбирать гика-шкот. В результате скорость яхты снижается.
Чтобы избежать в яхтинге рысканья лодки при усилении ветра, тяга спинакера должна быть направлена практически прямо. Направление усилия паруса можно увидеть, посмотрев на блок спинакер- фала на мачте. Если спинакер-фал сильно отклонен от ДП — парус настроен неправильно. Однако, непрерывно смотреть вверх неудобно. Для управления парусной яхтой действуйте так — если лодка начинает подворачивать в наветренную сторону, немного подберите шкот. Если начинается поворот в подветренную сторону — ослабьте шкот . Рулевой должен внимательно следить за поведением яхты и немного подворачивать в сторону крена, выравнивая ее.
Управление яхтой со спинакером.
Управление яхтой необходимо совершать по мачте! Сохраняйте вертикальность мачты настолько, насколько это возможно .
На полных курсах команду желательно расположить на корме, чтобы нос не зарывался в воду и руль работал с максимальной эффективностью.
Галфвинд:
-Подберите спинакер-гик, спинакер держите наполненным.
-Переместите точку проводки шкота в корму.
Правила настройки при ветре с траверза действительны для всех направлений ветра от 50 до 120°. Если угол вымпельного ветра меньше 120°, подберите спинакер-гик, чтобы открыть подветренную шкаторину и отодвинуть спинакер от грота, сохраняя спинакер наполненным. Это перенаправит при управлении яхтой усилия паруса вперед и уменьшит крен. Никогда не позволяйте спинакер-гику опираться на фор-штаг!
Насколько остро можно идти в яхтинге под спинакером?
Это зависит от формы паруса. Вообще можно сказать, что когда направление тяги спинакера превышает угол 45° к ДП, надо заменить его на геную. Но сначала попробуйте улучшить наполнение паруса, ослабив шкот и немного выбрав брас.
Круизные яхты часто имеют спинакеры, неэффективные в управлении яхтой на галфвинде. Такой спинакер лучше снять и поставить геную.
В сильный ветер с траверза настройте спинакер так, как описано выше и опустите спинакер-гик, чтобы стабилизировать наветренную шкаторину. «Пузо» сдвинется вперед, помогая предотвратить брочинг.
Точку проводки шкота переместите в корму, чтобы максимально открыть подветренную шкаторину. Это уменьшит крен, следовательно, уменьшится тенденция яхты приводиться к ветру ,
Если при яхтинге есть проблемы с креном или управлением парусной яхты , уваливаются до бакштага или снимают спинакер!
Настройка грота:
Спинакер искривляет поток воздуха намного больше, чем генуя, поэтому грот ставят ближе к ДП. Остальные настройки прежние: увеличивают глубину, ослабляя оттяжку гика и фал и выпрямляя мачту. На галфвинде, возможно, потребуется уплостить грот, чтобы уменьшить крен.
В управление яхтой на бакштаге в сильный ветер твист грота нужно уменьшить, иначе верхняя часть паруса будет тянуть лодку в наветренную сторону. Для этого набейте оттяжку гика, но убедитесь, что оттяжка гика и завал-таль могут быть быстро отданы .
В тихий ветер , вероятно, придется использовать топенант или телескопическую оттяжку гика, чтобы немного поднять гик, обеспечив необходимый твист паруса.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам