В предыдущей серии статей мы совершили кругосветный яхтенный переход по популярным направлениям Мирового Океана. На основании этих статей может сложится благостная картинка , что яхтинг это легко и просто, что жизнь на яхте это такая «дольче вита» , что яхтсменам везде рады. Но это не совсем так. Вернее рады все , но например, пираты рады по своему. И какие бы трудности нас не подстерегали в яхтенном походе, все это ничто по сравнению с морским пиратством. Вот это действительно настоящие злодеи сознательно отравляющие жизнь яхтсменам. Конечно, до наших чиновников им еще далеко, но все-таки…
Согласно международному праву пираты объявлены hostis humani generis (лат.), то есть врагами рода человеческого, и потому подлежат суду и наказанию в любой стране. Международной практикой допускается уничтожение пиратов кем угодно без объявления войны. В былые времена пойманных пиратов сразу же вздергивали на рее. Однако современные пираты, взятые в плен, должны предстать перед надлежащим судебным органом, и их дело должно быть рассмотрено в соответствии с законом. Мой вам совет: пиратов в плен не брать.
Война Цезаря с морским пиратством.
Известно, что против морского пиратства существует единственное эффективное средство — военноморские силы. Одним из первых пришел к этой мысли Гай Юлий Цезарь. Утомленный бесплодной борьбой с взяточником Гаем Антонием (которого не давали в руки правосудия народные трибуны), молодой и богатый патриций решил отправиться на остров Родос, чтобы изучать искусство риторики в школе прославленного Молона. Но этому помешали киликийские пираты, захватившие у острова Милет судно, на котором путешествовал будущий основатель Римской империи. Это произошло зимой 75 года до нашей эры.
До этого времени римляне уже лет двести вели безрезультатную войну с морским пиратством, поскольку мореплавателями были плохими и суда строить не умели. Пираты установили контроль практически по всему Средиземному морю. Греческие города-государства вынуждены были даже заключать с ними договоры о торговле и предоставлять свои гавани для ремонта пиратских кораблей. У моряка, сходящего с судна в Греции, первым делом обычно спрашивали кто он: купец или пират? По сути, пираты образовали собственное интернациональное государство, строили вдоль побережья укрепления и замки для своих вожаков. Захваченное имущество называлось «военной добычей» и подлежало справедливому распределению среди сограждан-пиратов. Особенно им не нравились римляне, которые пиратов казнили на кресте. В свою очередь пираты захваченных римлян любезно приглашали прогуляться «за борт».
Цезарю еще повезло, что пираты решили получить за него выкуп. Они держали его самого в плену на острове Фармакуссы, а его слуг разослали в разные стороны собирать выкуп. Кстати, Плутарх сообщает, что первоначально назначенная сумма выкупа в 20 талантов (полтонны серебра) была по требованию Цезаря увеличена до 50 талантов. Такой небывалый выкуп произвел нужное впечатление на пиратов, и в течение 40 дней, пока доставляли деньги, Цезарь ощущал себя среди пиратов, как среди самых лучших телохранителей. Мало того, что он запретил им шуметь и петь песни по ночам, так он еще и заставил пиратов слушать свою новую поэму. Если бы пираты были более благоразумными людьми, они бы не стали смеяться над сочинениями Цезаря, который мог позволить себе расстаться с деньгами, но издевательства над своим произведением пиратам не простил.
Оказалось, что разгневанный поэт не забыл своего обещания наказать пиратов за отсутствие любви к искусству. Собрав пятьсот римских воинов близлежащего гарнизона на четырех галерах, Цезарь лично отправился на поимку неблагодарных слушателей. Он не только отобрал у них все деньги, но и отправил всех их на кресты. Единственное снисхождение, которое он великодушно сделал для 30 пиратских вожаков в благодарность за гостеприимство, так это дал указание перерезать им горло перед распятием.
Два года спустя, взяв власть в Риме в свои руки, Цезарь продолжил борьбу с морским пиратством. Он послал против них военную экспедицию под руководством претора Антония Критского. Но тот поддался на уговоры пиратов, вступил с ними в союз, и они сообща разграбили Сицилию. Тогда Цезарь отправил против пиратов самого Помпея во главе 120-тысячной армией и флотом из 500 военных кораблей. Тот, не долго думая, нанес одновременные удары по базам пиратов на побережьях Испании, Франции, Африки, Сицилии и Сардинии. Пираты были разбиты, их замки разорены, воды Средиземного моря надолго освободились от разбоев. Но впоследствии морское пиратство опять возродилось и римлянам в период правления императора Августа вновь пришлось бороться с врагами рода человеческого.
Места морского пиратства.
Но хватит лирики , статья же эта о том куда лучше не ходить на яхте. К сожалению таких мест на нашей планете больше, чем достаточно. Все перечислить невозможно, к тому же их география быстро меняется. Однако имеются на нашей планете места, где морское пиратство процветало во все века и считалось традиционным народным промыслом. История морского пиратства уходит корнями вглубь веков. Практически все морские державы в свое время переболели этой болезнью. Вызывают его нищета, слабость местной власти и беззаконие. Если к тому же береговые жители подобной страны владеют мореходными навыками и какими-то суденышками, то это уже потенциальные пираты. Такого рода бандиты иногда даже не имеют огнестрельного оружия, а вооружены обыкновенными дубинами. Однако в наше время большинство морских разбойников оснащены быстроходными катерами, средствами связи и обнаружения цели, а также современным огнестрельным оружием. Морское пиратство во многих странах третьего мира стало одним из распространенных видов бизнеса.
За последние десять лет XX века в морском пиратстве были замечены жители 56 различных стран мира. Основными районами пиратских нападений являются: Юго-Восточная Азия (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд); Южно-Китайское море; Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана); Индийский океан и Восточная Африка (Индия, Шри-Аанка, Бангладеш, Сомали, Танзания), Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана). Все они отличаются друг от друга не только по количеству пиратских атак, но и по основным способам их совершения, цели и агрессивности нападения. В перечисленных регионах опасно бывать любому судну.
А вот специфическое яхтенное морское пиратство процветает у побережья Мексики, в Карибском море, у берегов Сомали, в Красном море, водных пространствах Юго- Восточной Азии и Бразилии. Пираты атакуют яхты намного реже, чем торговые суда. Видимо грабители опасаются встретить какого-либо современного цезаря. К тому же на многих яхтах в избытке имеется огнестрельное оружие, и обитают джентльмены, способные с его помощью за себя постоять. Официальная статистика страховых обществ регистрирует 2-3 нападения на яхты за год. На самом деле таких инцидентов значительно больше. К сожалению, существуют такие воды, где любая яхта гарантированно окажется атакованной пиратами. Например, центр регистрации актов морского пиратства при Международном бюро по судоходству информирует мореплавателей: «Любое судно, которое замедлит ход или остановится вблизи от побережья Сомали, будет атаковано одной из банд, которые до сих пор весьма успешно вымогали значительные суммы денег у судовладельцев взамен на возвращение судов и экипажей. Если, опасаясь приближаться к берегам Сомали, капитан яхты выберет маршрут у берегов Йемена, то ему следует помнить об острове Сокотра, жители которого продолжают жить пиратским разбоем.
Этот небольшой остров в Индийском океане, стратегически выгодно расположенный у входа в Аденский залив, ведущий в Красное море, сегодня принадлежит Йемену. Любой маршрут, ведущий через Суэцкий канал ведет мимо этого пиратского гнезда. Семитские племена, населяющие остров, считают своей законной добычей все, что удается захватить в море. Яхтинг здесь чрезвычайно экстремален. Эти воды с незапамятных времен кишат пиратами. Тут лучше подальше держаться от берега и особо не распространяться о своих координатах по радио.
Завелись в наше время пираты даже в Черном и Средиземном морях. В Эгейском море «Международной Морской Организацией» (ИМО) замечены грабители албанской национальности. В Адриатическом море промышляют грабежом албанские пограничники, за что вполне могут быть причислены к пиратам.
6 декабря 2001 года на Амазонке жертвой бразильского морского пиратства стал один из самых выдающихся яхтсменов всех времен и народов — 53-летний новозеландец Питер Блейк. Нападение пиратов произошло, когда его экспедиционная яхта «Симастер» отдала якорь на рейде порта Макапа. Проникшая поздно вечером на борт группа из восьми вооруженных людей в масках из местной банды «Речные крысы», встретив сопротивление Питера Блейка и его команды, открыла огонь. Сам капитан и владелец «Симастера» был убит выстрелом в спину. Еще двое членов экипажа были ранены. Нападавшие унесли с яхты все ценное, что нашли. Убийство столь выдающегося человека вызвало бурю возмущения в мире, и в расследование преступления вынужден был вмешаться президент Бразилии. Вскоре семеро пиратов были пойманы и понесли наказание. Наводчик банды остался безнаказанным, как и многие другие его собратья по оружию. Бразилия уверенно догоняет по морскому пиратству азиатские страны.
К сожалению, в XXI веке масштабы морского пиратства не уменьшаются, а напротив, увеличиваются, осложняя яхтинг. К этому еще добавилась угроза террористических нападений, когда яхты могут требоваться для каких-то боевых действий или захвата заложников. Пока же яхтсменам по большей части приходится надеяться на собственные силы. Каждый владелец должен сам принимать судьбоносное решение — иметь или не иметь на борту яхты огнестрельное оружие. В международных водах никто не может ограничивать право яхтсменов на самозащиту. А вот при посещении территориальных вод различных государств яхта, имеющая на борту огнестрельное оружие, столкнется с дополнительными бюрократическими формальностями. Причем в цивилизованных странах это будут элементарные и легко выполнимые требования (опечатать оружейный сейф печатью таможни или же сдать на время стоянки оружие в таможню на ответственное хранение), а вот в остальных случаях у капитана яхты может по этому поводу возникнуть серьезная головная боль.
Применение оружия в территориальных водах какого-нибудь государства, пусть далее в целях самообороны, также может вызвать длительное разбирательство о правомерности таких действий. С другой стороны, не счесть случаев, когда яхтсмены, находящиеся в иностранном порту или на якорной стоянке запрашивали по радиосвязи помощь от морского пиратства, а местные власти либо появлялись слишком поздно, либо не утруждали себя вообще. Если все же решите возить с собой на яхте оружие, то позаботьтесь о надежном сейфе для него.
На всякий случай приведем некоторые излюбленные тактические приемы современных джентльменов удачи. Больше всего подвергаются опасности яхты, стоящие на якоре или у какого-то не обслуживаемого причала. Время суток особого значения не имеет, так как пираты обычно своих действий не скрывают. Сложнее им напасть на быстро движущуюся яхту, поэтому на ходу они предпочитают действовать в узких проливах, когда яхты уменьшают скорость и к тому же скованы узким фарватером. Нападать на свои жертвы пираты предпочитают с кормы, сближаясь на параллельных курсах.
Самым надежным способом в яхтинге по спасению от морского пиратства может стать появление военного корабля. В остальных случаях яхтсменам приходится действовать по обстановке. В большинстве случаев пираты получают серьезный отпор от яхтсменов. Последними для этого разработаны специальные приемы самообороны, которыми яхтсмены всех стран охотно делятся между собой.
Кроме морского пиратства, яхтсменам следует помнить и о других опасностях, исходящих от обыкновенных береговых бандитов.В некоторых случаях яхтсмены сами провоцируют опасные для себя ситуации. Начинающим яхтсменам может показаться привлекательным проверить рыбацкие сети, попавшиеся у них на пути. Считаю своим долгом предупредить, что испокон веков рыбаки защищали свой улов с оружием в руках. Такая попытка может быстро превратить вас в жертву незнания рыбацких обычаев. Обычно яхтсмены с рыбаками дружат и всегда могут приобрести, прямо в море, свежей рыбки за символическую плату.
Еще один вид экстремальной опасности в яхтинге — военные всех стран и видов вооруженных сил. Конечно не сами военные, а их маневры на море. Разослав в нужные инстанции предупреждения о начале маневров в той либо иной части мирового океана, люди в погонах считают, что всех кого надо предупредили и смело приступают к учебным стрельбам. Капитан яхты, находящейся в море легко может пропустить подобную информацию и попасть на «поле боя». Понятно, что именно в вашу яхту никто не целится, но мы же знаем их точность — иногда даже в нужную страну попасть не могут. Кроме того, военные корабли на маневрах имеют привычку носиться на полном ходу и без ходовых огней. За раздавленную на маневрах яхту начальство военных моряков наказывать не будет, а напротив, и к награде представит.
Так что же делать? А как всегда в яхтинге. Тщательно планируйте свой маршрут. Благодаря интернету информация о происшествиях с пиратами среди яхтенного сообщества распространяется быстро. Не полагайте на авось , корректируйте свои планы. Это как с погодой. Нормальный , без суицидальных наклонностей, яхтсмен не выйдет в море во время тропического урагана. Так и с местами морского пиратства , не надо туда ходить. А адреналина и удовольствия яхтинг и так предоставит в большом количестве.