Паруса — это движитель яхты. Если они поставлены под правильным углом к ветру, то преобразуют его энергию в кренящую и движущую вперед силы. Действующие на лодку силы и основы движения яхты под действием ветра описаны в статье: Как работает парус . Для комфортного и безопасного яхтинга недостаточно поставить паруса под нужным углом. Необходимо настроить форму парусов под определенные ветровые и волновые условия , сбалансировать их между собой. Но прежде чем настраивать , стоит разобраться в параметрах и терминах настройки.
Форма паруса.
Трудно полностью описать правильную форму паруса, однако существует три самых важных параметра для его настройки.
- Глубина паруса («пузо»).
- Положение «пуза» .
- Скручивание паруса или «твист».
Воображаемую линию от передней до задней шкаторины называют хордой. Расстояние d от хорды до точки максимального прогиба определяет его глубину. Глубина паруса может быть выражена в процентах как отношение расстояния d к длине хорды . Весьма непросто оценивать глубину таким способом. Яхтсмены, используя собственный опыт, оценивают глубину паруса на глаз. При этом можно ориентироваться на полосы или швы паруса.
Положение «пуза»: расстояние L от передней шкаторины до максимума глубины паруса называют положением «пуза» . Смещение «пуза» вперед увеличивает подъемную силу, курсовой сектор расширяется, лодкой управлять легче. Однако с такой формой паруса не сможете идти столь же остро, как с «пузом», смещенным назад . Переднее положение «пуза» оптимально в сложных условиях или при отсутствии опыта у рулевого. Смещение «пуза» назад позволяет идти яхте острее, но если допускать неточности в управлении, то парус может «затормозиться». Поэтому форма паруса с «пузом», смещенным назад, более пригодна в легких условиях — при средних ветрах и спокойном море.
- «Пузо» впереди в сложных условиях.
- «Пузо» сзади при средних ветрах и спокойном море.
Форма входа паруса тоже очень важна, особенно для генуи, которая не имеет перед собой мачты, искривляющей воздушный поток. Круглая форма паруса уменьшает остроту курса, однако сохраняет эффективность в более широком диапазоне углов атаки, что облегчает управление яхтой. Плоская форма паруса позволяет идти круче к ветру, но более критична к изменениям угла атаки, требуя высокой точности в управлении лодкой . Натяжение форштага и фала тоже влияет на форму входа .
- Круглый вход — широкий курсовой сектор, легко управлять лодкой.
- Плоский вход — узкий курсовой сектор, трудно управлять лодкой.
Курсовой сектор — ограниченный диапазон курсов яхты, в котором паруса эффективно работают без изменения каких-либо настроек. Ширина курсового сектора зависит от настройки парусов и такелажа. На ширину курсового сектора влияет форма входа , положение «пуза» и глубина паруса. У яхты с глубокой формой паруса, с круглым входом и «пузом», смещенным вперед, курсовой сектор шире. Ей легче управлять на волнении, сохраняя скорость, но острота курса теряется. С плоской формой паруса можно идти острее, но курсовой сектор меньше, следовательно, требуется очень точно вести лодку по курсу, так как плоские паруса ошибок в управлении не прощают.
Твист (скручивание паруса).
Скорость истинного ветра с высотой изменяется. Чем выше от уровня палубы мы измеряем скорость ветра, тем выше она становится. Так как курсовой ветер на любой высоте постоянен, то сумма векторов показывает, что вымпельный ветер с высотой отклоняется и усиливается .
Исходя из этого, необходимо настроить форму паруса таким образом, чтобы угол атаки был одинаков по всей высоте . Этого добиваются, отклоняя верхнюю часть к подветренной стороне больше, чем нижнюю. Это и есть — скручивание (твист) паруса.
Твист грота регулируется оттяжкой гика, гика-шкотом и положением каретки на погоне . Твист генуи настраивается перемещением каретки стакселя и натяжением шкота .
Вертикальная форма паруса.
Парус должен быть немного глубже в верхней части, чтобы работать более эффективно. Правда, результат мало заметен и представляет интерес, в основном, для гонщиков. Большая же часть яхтсменов не пытается тонко настраивать глубину паруса по вертикали вне пределов искривления, заложенного производителем. Тем не менее, в сильный ветер форму верхних частей парусов необходимо сглаживать, чтобы избежать чрезмерного крена. С этой проблемой сталкивается большинство яхтсменов, обычно используя для ее решения увеличенный твист паруса .
Паруса.
В этой статье не будем подробно рассматривать процесс изготовления паруса. Укажем только на то, как задается глубина и форма паруса. Парусный мастер придает передней шкаторине изогнутую форму или сшивает (склеивает) из полотнищ с изогнутыми краями. Когда устанавливаете парус на прямой мачте или штаге, определенная глубина у него уже есть. Окончательная форма паруса настраивается в процессе яхтинга .
Края парусов называют передней шкаториной, задней шкаториной и нижней шкаториной. Передняя шкаторина стакселя крепится к форштагу, передняя шкаторина грота — к мачте. Нижняя шкаторина грота обычно вставляется в ликпаз гика. И стаксель и грот всегда закреплены на яхте за три их угла .
- Галсовый угол — к палубе или пятке гика.
- Фаловый угол — к фалу.
- Шкотовый угол — к шкоту (шкотам) или к ноку гика.
Как же настраивать вышеописанные параметры , как добиться оптимальной сбалансированной формы паруса? Об этом и много другом будет рассказано в отдельных статьях .
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам