Вот и подошло время узнать о настройке грота на яхте. Его еще называют главным парусом (mainsail) . Это , конечно, не совсем верно. Стаксель является в яхтинге не менее важной частью парусного вооружения, и с их взаимодействием можно ознакомиться здесь . Но не станем нарушать традицию и отбирать у грота гордое название — главный парус. В предыдущих статьях мы узнали про настройку стакселя и познакомились с влиянием грота на баланс руля . Грот в яхтинге используется практически в любую погоду. Его можно уменьшить (зарифить) и настроить в зависимости от скорости ветра и волнения. Обычно его никогда не снимают, только в очень сильный ветер меняют на трисель (штормовой грот). Может поэтому его и называют главным парусом.
Большинство яхтсменов считают, что правильно настроить грот легче, чем стаксель. Им кажется, что настройка грота — всего лишь оптимальный выбор натяжений шкота.
На самом деле в яхтинге все гораздо сложнее и тоньше, требуется постоянное внимание для достижения хороших результатов. Лишь немногие экипажи круизных яхт уделяют должное внимание настройке грота, однако опытные моряки успешно используют свои знания, получая выигрыш в скорости .
Есть четыре основных параметра настройки главного паруса, которые требуют контроля и, если необходимо, должны корректироваться непрерывно.
Основные настроечные операции:
-настройте твист натяжением оттяжки гика;
-настройте глубину главного паруса натяжением грота-шкота и изгибом мачты;
-настройте положение «пуза» главного паруса натяжением грота-фала;
-настройте баланс руля положением каретки гика-шкота;
Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс лодки. Настраивая главный парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание уделяйте натяжению задней шкаторины.
Натяжение(закрытие) задней шкаторины увеличивает кренящую силу в задней части главного паруса, увеличивая тем самым тенденцию яхты приводиться к ветру.
Ослабление(открытие) задней шкаторины дает противоположный эффект, руль уравновешивается, сопротивление рулевого пера уменьшается. Изменение натяжения задней шкаторины можно увидеть, глядя непосредственно вдоль шкаторины от шкотового угла.
Если шкаторина излишне ослаблена, то уменьшается сила тяги грота и острота курса. Положение каретки гика-шкота на погоне не влияет на натяжение шкаторины и твист грота .
Регулировка твиста главного паруса натяжением гика-шкота.
В бейдевинд твист регулируют натяжением гика-шкота, затем устанавливают угол главного паруса к диаметральной плоскости яхты, перемещая каретку шкота. В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика .
Когда ослабляете шкот, твист увеличивается и вершина паруса отклоняется в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот необходимо выбрать.
Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина главного паруса. Практика яхтинга показывает, нужно набивать шкот, пока верхняя лата паруса не окажется параллельна гику. Если лата длинная — ориентируйтесь на ее заднюю часть (последние 50-60см) . Если регулируя твист, перетянете шкот и верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, то верхняя шкаторина закроется и вершина главного паруса затормозится. Колдунчик верхней латы изогнется вокруг шкаторины к подветренной стороне паруса. Ослабьте немного шкот, шкаторина откроется и колдунчик снова вытянется в сторону кормы .
Исключения.
При яхтинге в средний ветер на гладкой воде можно перебрать шкот, сместив верхнюю лату немного на ветер. Тогда яхта пойдет острее, сохраняя хорошую скорость. Такой прием используют на лодках с топовым вооружением, где передняя шкаторина генуи заканчивается около вершины мачты, искривляя поток воздуха, обтекающий подветренную сторону грота, вследствие чего вершина главного паруса не тормозится. В тихий ветер и/или на волне разумнее будет ослабить шкот, отклонив верхнюю лату немного под ветер. Твист увеличится, шкаторина в верхней части паруса откроется и вершина паруса не будет тормозиться.
По окончании регулировки твиста устанавливается угол главного паруса к ДП лодки.
Не забывайте, что существует взаимосвязь между натяжением шкота и положением каретки гика, и эта взаимосвязь влияет на твист грота, за исключением курсов галфвинд или бакштаг, на которых только оттяжка гика контролирует твист.
Настройка глубины главного паруса.
Если надо идти остро в крепкий ветер на гладкой воде и не нужна большая сила тяги, для преодоления волн нужно уплостить среднюю и верхнюю части главного паруса, для чего немного изгибают мачту . Ясно , что основная масса яхтсменов не «заморачивается» изгибанием мачты. Да , и во время недельного чартера делать это несколько затруднительно. Но , согласитесь, знать как влияет изгиб мачты на основные параметры настройки парусов не лишне. Методы изгиба мачты для разных типов рангоута различны. На лодках с дробным вооружением можно изогнуть мачту значительно сильнее, чем при топовом, на котором трудно согнуть мачту даже на несколько градусов, используя только ахтерштаг. Изгиб мачты, оборудованной бебиштагом, можно увеличивать за счет его натяжения. Если мачта имеет двойные основные ванты, то для увеличения изгиба потребуется вначале ослабить кормовые, а затем набить передние. На ходу это сделать сложно.
Изгиб мачты отодвигает переднюю шкаторину от задней, растягивая ткань и уплощая главный парус. Одновременно с этим «пузо» перемещается назад. Фал или оттяжку Каннингхема необходимо набить, чтобы сдвинуть «пузо» вперед, вернув его в первоначальное положение. Теперь главный парус уплощен, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта. Шкот в этом случае необходимо немного потравить, чтобы сохранить прежний твист .
Грота-шкот.
Натяжением грота-шкота контролируют глубину в нижней части паруса. Чем больше натягиваете грота-шкот, тем более плоским становится главный парус. В сильный ветер на относительно спокойной воде грота-шкот необходимо набивать туго, уплощая нижнюю часть грота. Это открывает шкаторину и уменьшает наветренный руль. При волнении нужно увеличить тягу паруса. Для этого немного ослабьте грота-шкот, чтобы сделать нижнюю часть паруса глубже .
Следует отметить, что при яхтинге в очень слабый ветер можно использовать плоский главный парус с большим твистом. Смысл в том, что в таких условиях поток воздуха не в состоянии полностью обогнуть подветренную сторону глубокого паруса. Такой прием срабатывает, хотя и несколько противоречит тому, что было сказано в предыдущих статьях. Однако тяга, созданная таким плоским главным парусом, может оказаться недостаточной, чтобы двигать тяжелую лодку.
Уплощающий риф состоит из кренгельса, установленного в задней шкаторине грота в 25-50 см от нижней шкаторины, через который пропущен риф-штерт, позволяющий оттянуть кренгельс вниз и к ноку гика .
Уплощающий риф используется для сглаживания нижней части главного паруса. Паруса из современных материалов изготовлены так, что грота шкота достаточно для регулировки глубины в нижней части грота.
Настройка положения пуза главного паруса.
Завершив регулировку глубины главного паруса, нужно установить «пузо» в правильное положение. Наиболее универсальным в яхтинге для различных погодных условий является положение «пуза» 45-50%.
Перемещать «пузо» можно, меняя натяжение фала или оттяжки Каннингхема. Чем сильнее набиваете фал или оттяжку Каннингхема, тем дальше вперед переместится «пузо». Если паруса изношены, фал или оттяжку надо набивать туже, чем обычно, так как у старых, растянутых парусов «пузо» смещено назад.
В слабый ветер фал или оттяжку можно ослабить, чтобы «пузо» заняло положение 55-65%. Небольшую рябь поперек передней шкаторины в этих условиях, особенно на галфвинде или бакштаге, можно игнорировать .
При усилении ветра «пузо» переместится назад. Тогда, увеличив натяжение фала или оттяжки, можно вернуть «пузо» в правильное положение.
Оттяжка Каннингхема — снасть, помогающая управлять положением «пуза» грота . Трос оттяжки тянет ткань главного паруса вниз за люверс, расположенный около передней шкаторины. Такая схема дает больший эффект, чем увеличение натяжения фала, тянущего непосредственно переднюю шкаторину. Кроме того, когда набиваете фал, верхняя часть задней шкаторины грота закрывается.
Если же набьете оттяжку Каннингхема — верх задней шкаторины откроется, что и требуется при усилении ветра. В итоге, используя оттяжку Каннингхема, затратите меньше усилий для достижения нужного результата, чем при использовании фала. Несколько складок около люверса и небольшая мешковатость грота вдоль гика — незначительная цена за эффективную работу главного паруса.
Настройка баланса руля с помощью изменения положения каретки гика-шкота.
От положения каретки на погоне и от натяжения шкота зависит угол установки грота к диаметральной плоскости лодки и к ветру .
Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Представьте , что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае набивая шкот, придаете главному парусу определенный твист, затем перемещаете каретку по погону, выставляя угол паруса к диаметральной плоскости. Твист не изменится, пока не измените натяжение шкота . Но обычно на яхтах устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку (на некоторых лодках вообще нет погона и шкот проведен через неподвижный блок, установленный в ДП). В итоге на настройку главного паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота, а в галфвинд или в бакштаг — и натяжение оттяжки гика.
Вообще, при усилении ветра каретку нужно перемещать от ДП к подветренному борту до начала незначительного заполаскивания грота вдоль мачты. В легкий ветер каретку перемещают в наветренную сторону, не допуская пересечения гиком ДП лодки. Следите за колдунчиками, особенно за верхним! Они должны гладко «струиться» и не загибаться вокруг шкаторины. В противном случае главный парус затормозится.
В зависимости от положения каретки гика рулевой баланс яхты может быть наветренным, подветренным или нейтральным. Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретка была перемещена в подветренную сторону. Потребуется меньший угол перекладки руля на ветер, чтобы держать курс, будет легче управлять яхтой, скорость увеличится. Помните, что если угол перекладки руля больше 5° — лодка идет «на ручном тормозе». Поэтому переместите каретку к подветренному борту, но не допускайте сильного заполаскивания грота.
Если не можете или не хотите зарифить главный парус, кратковременное и незначительное заполаскивание грота в яхтинге допустимо. Сильного заполаскивания следует избегать. Главный парус быстро изнашивается и может быть поврежден.
Теперь мы знаем основные особенности и параметры настройки и грота и стакселя , а их взаимодействие рассмотрим в следующей статье.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам