В предыдущей статье мы рассмотрели формы паруса и его параметры . Пришло время перейти непосредственно к настройке парусов на яхте. И начнем мы с переднего паруса (стакселя) на острых курсах, вызывающих основные вопросы. Стаксель является «двигателем» лодки, ее «крылом». Грот же можно считать «закрылком», регулирующим баланс руля . Не следует понимать это буквально, работа любого из парусов влияет на работу другого.
Стаксель не имеет перед собой мачты, создающей завихрения и увеличивающей сопротивление , и в отличии от грота , работает в неискаженном воздушном потоке . Поэтому логично начинать настройку парусов с него.
Искривление воздушного потока грота , возникающее перед парусом прежде, чем поток непосредственно достиг паруса оказывает влияние на стаксель и увеличивает его подъемную силу. Поэтому он может быть установлен дальше от ДП лодки. И наоборот — поток от стакселя позволяет гроту стоять к ветру острее, чем отдельно стоящему гроту . Стаксель настраивают в яхтинге, в основном, для получения максимальной тяги, а грот для получения оптимальной балансировки (нагрузки на руль).
Настройка стакселя.
Параметры настройки парусов , в том числе и стакселя были описаны в статье Форма паруса и параметры его настройки , здесь просто приведем их : глубина паруса (1) , положение «пуза» (2) , твист паруса (3).
Соответственно настройка стакселя осуществляется натяжением шкота (4) , положением каретки шкота (5) , натяжением форштага (7) и натяжением передней шкаторины паруса стаксель-фалом (7) .
Шкот — основной инструмент настройки стакселя. Натяжение шкота, прежде всего, определяет угол между парусом и ДП яхты, но также воздействует на глубину паруса и на твист.
Чем ближе к ДП подобраны шкотами паруса, тем круче к ветру пойдет лодка.
Когда набиваете шкот:
- Угол между стакселем и ДП уменьшается.
- Скручивание паруса обычно уменьшается.
- Глубина паруса уменьшается.
Для разных типов лодок наилучшее положение стакселя в одинаковых условиях яхтинга различно. Методом проб и ошибок найдите наилучшее положение паруса для своей яхты. Поможет в этом очень простой инструмент , описанный ниже .
Колдунчики.
Колдунчики — тонкие нити длиной 10-25см, прикрепленные к стакселю , позволяющие увидеть, как ведет себя поток воздуха. Если поток вокруг паруса не искажен завихрениями, колдунчики будут направлены горизонтально и ровно. В местах искажения потока колдунчики изгибаются и сильно колеблются.
Существуют несколько способов устранить изгиб и колебание колдунчиков при яхтинге.
Изогнуты наветренные колдунчики (С) — идете слишком круто к ветру и должны увалиться. Однако, выбрав шкот чуть больше, можно получить тот же эффект, не меняя курса.
Изгибаются подветренные колдунчики (А) — парус не работает , поток оторван от него . Потравите шкот на прежнем курсе , или приведитесь круче к ветру, не трогая шкота.
Колдунчики, среди прочего, — самые дешевые настроечные инструменты в яхтинге. Вместе с указателем направления ветра, они предоставляют необходимую информацию о том, как настроены паруса.
В бейдевинд и галфвинд при настройке стакселя ориентируйтесь на колдунчики. Уваливаетесь под ветер — постепенно травите шкот, следя за тем, чтобы угол между парусом и ДП был все время оптимален . Про настройку при бакштаге и фордевинде поговорим отдельно.
Настройка твиста стакселя.
Напомню , что у паруса должно быть скручивание по высоте, позволяющее компенсировать разницу скоростей воздушного потока . Установите каретку шкота так, чтобы прямая, проходящая через шкот, разделила переднюю шкаторину стакселя примерно пополам . Далее используйте колдунчики, чтобы найти наилучшее положение каретки на погоне. Если твист паруса настроен правильно, у яхты, идущей круто к ветру, стаксель слегка подрагивает по всей высоте передней шкаторины, и слегка подрагивают все наветренные колдунчики.
Если заполаскивание возникает сначала в верхней части паруса, и верхний наветренный колдунчик начинает изгибаться первым, значит твист стакселя слишком велик . Подвиньте каретку вперед, чтобы увеличить нисходящее натяжение шкота. Это увеличит натяжение задней шкаторины и уменьшит скручивание стакселя. Из-за уменьшения горизонтального натяжения шкота «пузо» в нижней части паруса немного увеличится.
Если заполаскивание возникает сначала в нижней части паруса, и нижний наветренный колдунчик начинает изгибаться первым, значит, стаксель скручен недостаточно . Передвиньте каретку ближе к корме. Это уменьшит нисходящее натяжение шкота, шкотовый угол поднимется, и вершина паруса отклонится в подветренную сторону. Из-за увеличения горизонтального натяжений шкота стаксель в нижней части уплостится.
Почти всегда в яхтинге лучше иметь паруса с большим скручиванием, чем с меньшим. С такими парусами легче управлять лодкой в более широком курсовом секторе.
Регулировка шкотов стакселя.
Закончив настройку скручивания стакселя, шкотом регулируют угол паруса к ДП яхты. При этом колдунчики будут еще более полезны. Заметьте, что из-за отклонения в яхтинге истинного ветра вперед, вымпельный ветер тоже может отклониться вперед (угол между курсом лодки и направлением ветра уменьшается). Тогда говорят — ветер заходит. В такой ситуации немного увалитесь, или выберите шкот стакселя. Если истинный ветер отклоняется назад, то говорят — ветер отходит. Вымпельный ветер в этом случае тоже отклонится назад (отойдет).
Даже если направление истинного ветра не меняется, в порывах при яхтинге вымпельный ветер всегда отходит (скорость лодки прежняя, а скорость истинного ветра увеличилась). Это длится, пока лодка не наберет скорость, изменив направление вымпельного ветра на новое.
Двигаясь круто к ветру, пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — увалитесь.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — приведитесь.
В полный бейдевинд можно предпочесть в яхтинге поддерживать прямой курс, работая с парусами. В таком случае пользуйтесь следующим методом:
— изгибаются и колеблются наветренные колдунчики — подберите шкот стакселя.
— изгибаются и колеблются подветренные колдунчики — потравите шкот стакселя.
Ослабляйте шкот в порывах и выбирайте снова при ослаблении ветра. Управление шкотом стакселя более предпочтительно , чем рулем , поскольку активная работа рулем приводит к потере скорости (руль при сильном отклонении действует как тормоз). Но это конечно зависит от вида яхтинга . Экипажи круизных яхт чаще всего не утруждают себя регулировкой парусов в порывах. Они, обычно, предпочитают привестись при усилении ветра и увалиться снова при ослаблении. При этом скорость немного падает, но уменьшается дрейф, и команде достается меньше работы. Но даже если игнорировать такие тонкости, всегда полезно знать, как работают настроечные устройства, и как форма паруса влияет на поведение лодки в различных условиях.
Настройка глубины паруса.
Натяжение форштага управляет глубиной в средней и верхней части стакселя. Прогиб форштага к подветренной стороне и корме образуется под давлением ветра. Ослабление штага стакселя увеличивает прогиб и добавляет глубины парусу. Глубина паруса увеличивается, прежде всего в верхней части, где прогиб, относительно длины хорды, становится больше, чем в нижней. Прогиб также увеличивает глубину входа паруса, делая его круглым. Это расширяет курсовой сектор в яхтинге и облегчает управление яхтой без перенастройки парусов. Правда, нельзя идти столь же остро, как с более плоским входом .
На спокойной воде форштаг должен быть натянут, за исключением тихих ветров, яхтинг при которых потребует парус с большей глубиной.
В сложных условиях лучше ослабить штаг стакселя, чтобы получить круглый вход паруса. Так будет легче исправлять курс лодки при яхтинге на волнении в море, не затормаживая парус. При уменьшении натяжения форштага ослабляйте и стаксель-фал , чтобы «пузо» паруса не сдвинулось слишком далеко вперед.
На топовом вооружении можно натягивать форштаг, набивая ахтерштаг. На дробном вооружении натяжение форштага регулируют, чаще всего, набивая бакштаг или верхние ванты . Длиной форштага регулируют наклон мачты .
Большее натяжение форштага (более плоский парус) требуется:
— яхтинг на гладкой воде, в средний и крепкий ветер.
— если острота важнее скорости.
Ослабленный форштаг (более глубокий парус) требуется:
— яхтинг на волнении.
— в слабый ветер.
— если скорость важнее остроты.
Регулировка положения «пуза» стакселя с помощью фала.
Положение «пуза» стакселя регулируют, изменяя, прежде всего, натяжение стаксель-фала, что является одновременно и регулировкой натяжения передней шкаторины стакселя. Увеличение натяжения фала сдвигает «пузо» вперед, ослабление фала перемещает его назад (в корму).
Натяжение фала, как и натяжение форштага, меняет форму входа стакселя. Натянутый фал делает вход круглым, что снижает остроту курса, но облегчает управление лодкой в яхтинге.
Круглый вход делает стаксель менее чувствительным к изменениям курса, прощая, большинство незначительных ошибок неопытному рулевому и облегчая яхтинг при переменном ветре и волнении моря.
Ослабленный фал делает вход стакселя более плоским, что позволяет идти максимально круто к ветру в средний ветер при спокойной воде.
Взаимодействие в яхтинге между натяжением форштага и фала может казаться трудным для понимания. Но просто запомните, что натяжение форштага регулирует, прежде всего, глубину паруса и форму входа, в то время, как натяжение фала управляет положением «пуза». И хотя на современных яхтах , благодаря массовому применению закруток стакселя регулировка с помощью форштага и фала уже не так актуальна , согласитесь, понимание их влияния на форму паруса облегчит настройку с помощью оставшихся инструментов: шкота стакселя и каретки шкота.
Пределы угла установки паруса определяют в яхтинге остроту курса. Минимальный угол установки непосредственно связан с аэродинамическим сопротивлением такелажа и парусов. Высокое сопротивление требует большей тяги стакселя, и, следовательно, большего угла. Ванты тоже могут ограничить варианты угла установки. Маленький угол установки стакселя увеличивает остроту курса. Это выгодно при легких ветрах на спокойной воде. При яхтинге в сильный ветер на волнении используют более широкий угол, теряя остроту, но увеличивая тягу паруса.
Изложенные правила — не догма. И вообще настройка парусов — компромисс, в результате которого паруса и средства управления взаимодействуют между собой оптимальным образом. Эти настройки зачастую дают различный эффект на однотипных яхтах и редко могут быть точно воспроизведены на лодках разных проектов. Поэтому внимательно изучив основные правила , необходимо на практике пробовать различные варианты при разных волновых и ветровых условиях, делая поправку на стиль яхтинга.
Настройка грота и стакселя на полных курсах будет описана в отдельных статьях.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам