Итак, в предыдущих статьях мы разобрали настройку стакселя и грота на острых курсах и даже их совместную работу на яте. Кажется на этом можно завершить. Но не все так просто. Есть некоторые особенности настройки косых парусов при яхтинге на полных курсах. Вот разбором этих особенностей сейчас и займемся. Большая часть того, о чем говорилось в вышеназванных статьях,применяется и в галфвинд и в бакштаг, так как суть задачи не меняется — важно сохранить эффективность работы максимально возможной поверхности паруса в набегающем потоке воздуха. Однако, когда вымпельный ветер отходит ближе к корме, возникают некоторые ограничения.
Косой парус стаксель.
Если вымпельный ветер изменится от бейдевинда до галфвинда , яхта окажется в секторе, где правильно установить стаксель относительно ветра трудно или невозможно. Чтобы приспособить косой парус к новому направлению ветра, нужно сильно ослабить шкот, однако твист стакселя при этом становится слишком велик. Перемещение каретки вперед для того, чтобы уменьшить твист, к сожалению, делает нижнюю часть стакселя чрезмерно пузатой, и она перестает работать. И хорошо бы в этой ситуации оттянуть угол косого паруса за борт. Получается, что теперь точка проводки шкота (каретка) в идеале должна быть расположена за бортом. Но как это сделать?
В такой ситуации в яхтинге можно применить оттяжку Барбера (не часто используемую на крейсерских яхтах), чтобы перенести точку проводки шкота вперед и к борту, закрепив блок оттяжки за фальшборт или леерную стойку. Хотя за леерную стойку крепить все же не рекомендуется. Если, конечно, не хотите по эстетическим соображениям привести ее в изогнутое состояние и слегка уменьшить сумму возвратного депозита в чартерной компании.
Если оттяжки Барбера на яхте нет, то правильно настроить всю поверхность стакселя невозможно. В этом случае, чтобы получить максимальную тягу, сконцентрируйтесь на настройке середины косого паруса, игнорируя верхнюю и нижнюю части. Следите за поведением колдунчиков в средней части паруса. Как уже ранее говорилось, в яхтинге при настройке косых парусов всегда нужно искать компромисс между эффективностью и возможностью ее достичь.
Если ветер продолжает все дальше отходить к корме, наступит момент, когда вообще не возможно будет больше держать стаксель наполненным, так как он будет закрыт от ветра гротом. В этой ситуации можно установить стаксель на наветренный борт с помощью спинакер-гика и идти под «бабочкой». Очень красиво. Но все же стоит подумать об использовании специальных парусов — геннакера или спинакера, настройка которых описана в отдельной статье. И помните, что при нестабильном ветре под «бабочкой»(впрочем как и под спинакером), возможен самопроизвольный поворот фордевинд. Согласитесь , что летающий над головами с борта на борт неконтролируемый гик, не добавляет радости в яхтинге и может привести к поломке мачты или травме членов экипажа. Для решения этой проблемы опытные яхтсмены закрепляют гик завал-талью, которую можно быстро отдать при брочинге. Но это уже тема отдельной статьи.
Если ветер отходит к корме:
— Сместите точку проводки шкота вперед и максимально близко к борту, используя оттяжку Барбера;
— Настройте правильно среднюю часть стакселя;
— Набейте нижнюю шкаторину, а в верхней части косого паруса оставьте большой твист.
Косой парус грот.
Стремясь к остроте курса, следите за верхними колдунчиками. Старайтесь, по мере возможности, чтобы все колдунчики гладко «струились» назад, вдоль полотна косого паруса.
Оттяжка гика.
В галфвинд или бакштаг управлять твистом косого паруса будет оттяжка гика. Прежде чем потравить шкот, набейте оттяжку, чтобы сохранить твист. Потравив шкот, убедитесь, что колдунчики (особенно верхний) большую часть времени гладко «струятся» вдоль косого паруса. Если это не так — скорректируйте натяжение оттяжки гика. Для этого скорее всего, придется уменьшить натяжение.
В легкий ветер не набивайте оттяжку слишком сильно. Иногда даже вес гика слишком велик для настройки твиста. Если ветер усилился, надо набить оттяжку так, чтобы верхняя лата стала параллельна гику. Это хороший прием в яхтинге, который должен (теоретически) привести к тому, что все колдунчики будут работать правильно.
Гика-шкот.
В галфвинд и в бакштаг нельзя хорошо настроить твист косого паруса гика-шкотом, так как гика- шкот потравлен и его вертикальное натяжение уменьшено. На этих курсах гика-шкот управляет углом установки грота к ДП яхты. Чтобы правильно установить косой парус, шкот ослабляют, пока не начнет заполаскивать передняя шкаторина, затем шкот немного выбирают.
Многие яхтсмены прикрепляют дополнительные колдунчики в средней части паруса в 60-90 см от мачты. Если на подветренной стороне паруса эти колдунчики изгибаются и колеблются — косой парус заторможен . Нужно ослаблять шкот, пока колдунчики снова не начнут гладко «струиться» вдоль паруса.
Если вымпельный ветер сменится с галфвинда на бакштаг, потребуется отодвинуть грот от ДП настолько, насколько это возможно. При яхтинге на бакштаге косой парус находится в таком положении большую часть времени, при этом нормальным является то, что колдунчики постоянно изгибаются и колеблются.
Глубина косого паруса.
Чтобы на галфвинде или бакштаге увеличить глубину грота, особенно в нижней части, ослабьте грота-шкот. Выпрямите мачту, ослабив ахтерштаг, чтобы увеличить глубину в верхней части косого паруса. Наконец, ослабьте фал или оттяжку Каннингхема, чтобы сдвинуть «пузо» грота назад.
Отрегулируйте твист натяжением оттяжки гика. Убедитесь, что колдунчик верхней латы гладко «струится» вдоль косого паруса большую часть времени. Если хотите увеличить глубину косого паруса — ослабьте грота-шкот и выпрямите мачту.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам