Каждый шкипер, занимающийся яхтингом может попасть в ситуацию , когда придется действовать в одиночку. Будь то неопытный экипаж или морская болезнь подкосила помощников (от нее не застрахован и бывалый моряк). Иногда просто легче сделать самому , чем объяснить команды неквалифицированному экипажу. Я уже не говорю о несчастных случаях. В яхтинге всякое бывает. Алэстер Бучан в своей книге «Управление парусной яхтой в одиночку» говорит о том, что любой грамотный шкипер находится в одном шаге от невольного присоединения к тем, кто плавает в одиночку. «…Независимо от количества людей на борту, если шкипер единственный человек, который может нести вахту, тогда он, на самом деле, осуществляет одиночное плавание. Ему приходится быть либо в кокпите, либо бодрствовать в течение всего похода. Он принимает все решения, даже самые маленькие, а затем наблюдает за их исполнением. Это и есть описание жизни моряка одиночки…».
Ясно , что не многие захотят стать яхтсменом-одиночкой. Но как уже говорилось выше, им можно стать по необходимости. Дай-то бог, что бы не возникло этой незапланированной необходимости. Но знание и умение управления яхтой в одиночку точно добавит уверенности шкиперу и сделает яхтинг более безопасным и комфортным. Во всяком случае, стоит попробовать и поупражняться на спокойной воде или на переходе в недельном чартере. Тем более, что это не займет много времени , а только доставит дополнительное удовольствие от «укрощения строптивой яхты».
Ниже размещен ролик выполнения поворота оверштаг в одиночку и краткое описание последовательности действий.
Подготовка поворота оверштаг.
На яхтах с экипажем при повороте оверштаг, проходя левентик, обычно один человек раздаёт первый стаксель-шкот, а другой как можно скорее набивает второй на новом галсе , что позволяет быстро набрать ход. Т.е. поворот оверштаг в одиночку потребует почти одновременно совершить несколько действий. И ключевое слово здесь –«почти». На самом деле, времени выполнить последовательно все задачи предостаточно. И не надо будет «выпучив глаза» носится от одного борта к другому, а затем к штурвалу, по пути натыкаясь на препятствия. Но хватит лишних слов , перейдем к практике.
Итак. Например, у нас бейдевинд правого галса. К повороту оверштаг нужно предварительно подготовиться. Разберите ходовой конец закрепленного подветренного шкота. Переберите его. Это предотвратит образование калышек и позволит шкоту во время поворота оверштаг беспрепятственно растравливаться.
Приготовьте свободный (наветренный) стаксель-шкот по правому борту. Заведите его на лебёдку в один оборот, но не закрепляйте в стопоре. Здесь важно не перепутать и завести его в правильную сторону. Времени в процессе поворота оверштаг на исправление ошибки не будет. А ошибка эта не такая уж и редкая. Ее допускают и опытные яхтсмены. Будьте внимательны, тем более что к повороту оверштаг еще не приступили и есть время, не торопясь, все правильно подготовить.
Убедитесь, что ручка лебедки находится на месте и очистите кокпит от ненужных в данный момент вещей (обычно это незадействованные в маневре веревки)-место будущих перемещения во время поворота оверштаг. Желательно наметить ориентир нового курса на суше. Он поможет не потеряться в пространстве после поворота. Если берега не видно, ничего страшного, постарайтесь кожей лица ощутить ветер. После поворота оверштаг он будет «щекотать» другое ухо. Вообще ощущение ветра кожей весьма полезно в яхтинге.
Поворот оверштаг.
Ну вот мы и готовы. В принципе, в повороте оверштаг можно задействовать автопилот, там где он есть. Но во-первых, не на каждой яхте он существует, а во-вторых, может неадекватно работать, особенно на чартерных яхтах. Так что лучше полагаться на собственные силы. Или мы не моряки? К тому же штурвал помогает почувствовать лодку и совершить поворот оверштаг точнее, в зависимости от ветро-волновых условий. И не надо «держать в голове» мысль об отключении автопилота в конце маневра, при выравнивании яхты. Итак решено , работаем штурвалом.
Перед поворотом оверштаг желательно немного увалиться , набрать ветра в паруса и скорости. Затем резко переложите руль на ветер. Яхта начнет поворот оверштаг. За штурвал держаться уже не надо, дальнейшее движение лодка выполнит сама. Переходите к подветренной лебедке ( в нашем случае –левой) с заведенным и закрепленным шкотом. Возьмите шкот на руки, сняв его со стопора. Держите шкот натянутым. Это позволит стакселю работать , немного дольше чем гроту при уменьшении угла атаки и даст дополнительный импульс яхте при пересечении линии ветра. При помощи этого нехитрого способа парус более ровно, без хлопков, перейдет на другой борт. За гротом следить не надо. Он сам знает , что делать и спокойно займет нужное положение. Стаксель же после пересечения линии ветра начнет наполнятся. Быстро освободите шкот, и не мешкая (но особо и не спешите, время есть) переходите к лебедке на противоположном борту. Там уже ждет подготовленный шкот, который предстоит выбрать. Вот тут придется быстро-быстро перебирать руками. Для удобства можно упереться ногой в банку.
После того, как максимально (насколько это было возможно) выбрали шкот руками заведите его на стопор и возвращайтесь к штурвалу. Самое время выравнивать яхту. Если намечали ориентир нового курса, скорее всего увидите, что вы его уже пересекли. Ничего страшного, успели вовремя. Выставьте лодку на нужный курс и зафиксируйте руль в этом положении. Затем возвращайтесь к лебедке, ручкой набейте стаксель и сбалансируйте паруса яхты на новом галсе. Поворот оверштаг закончен.
Правильно, по окончании перебрать разбросанные в процессе маневра веревки и сбухтовать их. Все. Берите управление лодкой и наслаждайтесь яхтингом на новом курсе. Как видите в выполнении поворота оверштаг в одиночку ничего сложного. Главное не суетится и делать последовательно необходимые шаги.