Эта статья является заключительной в увлекательном обзоре мест для яхтинга в мире . Но не все яхтсмены по разным причинам могут пока себе позволить плыть под парусом на крейсерской яхте по описанным в предыдущих статьях местам. Для них есть и менее экзотические , но не менее интересные направления для занятия любимым делом-яхтингом. Об этом в этой статье.Океаны и моря — стихия. А как быть тем, кто рад бы заняться яхтингом,
но укачивается даже в самолете? Не отчаивайтесь, у вас тоже есть возможность приобщиться к этому увлекательному занятию. Впрочем, такие маршруты интересны и для тех, кто не укачивается вообще. Если вы любите неспешные и спокойные путешествия, интересуетесь историческими достопримечательностями Европы, то перед вами открываются возможности плыть под парусом по внутренним водным путям . Яхтсмены придумали даже специальный круговой маршрут вокруг Европы. Главное, что для этого надо иметь — яхту с осадкой не более двух метров, а если она парусная, то со складной мачтой и надежным двигателем. Ну и, конечно, шенгенскую визу.
Почему-то на реках, каналах и озерах вся морская терминология куда-то пропадает. Даже самые заядлые яхтсмены вынуждены измерять расстояние в километрах, называть стороны света сухопутными словами и пользоваться речными картами, которые совершенно не похожи на морские. К тому же в пресной воде яхта имеет большую осадку, чем в соленой, и, следовательно, плывет под парусом немного медленнее. Но что досаждает больше всего, так это мосты. А что радует, так это отсутствие коррозии и близость магазинов.
Плыть под парусом по Европе.
Но все это отступление, перейдем непосредственно к маршруту.На яхте с востока на запад можно плыть под парусом по сквозной водной магистрали протяженностью 4062 километра — это самый длинный маршрут. Используя внутренние водные пути, можно, начав с Волги, Дона, Днепра или Дуная, плыть под парусом по таким рекам, как Рейн (1320 км) и посетить на яхте Швейцарию, Лихтенштейн, Австрию, Францию, Германию и Нидерланды, и затем выйти в Северное море. А можно продолжать путешествие по Европе, перейдя каналами на реку Шельду (430 км) и через Бельгию попасть в систему рек и каналов Франции: Луара (1012 км) с выходом в Бискайский залив; Сена (776 км) с выходом в Ла-Манш (не забудьте сделать остановку в Парюке). Из Франции можно вернуться в Швейцарию, но уже по реке Рона (812 км) или отправиться в Испанию по Гаронне (647 км) и затем плыть под парусом в Бискайский залив.
Не хотите в бурные воды Бискайского залива? Тогда у вас есть еще в запасе Эльба (1165 км) по Германии и Чехии с выходом в Северное море, а также Одер (854 км) по Германии, Чехии и Польше с выходом в Балтийское море. В Польше можно плыть под парусом по Висле (1047 км) и тоже выйти в Балтийское море. Есть еще река Эмс (371 км) в Германии с выходом в Северное море. Из Швейцарии через озеро Лаго-Маджоре вы можете попасть в Италию, где есть возможность пройтись по реке По (652 км) и выйти в Адриатическое море.
Пройдя по Сене в Гавр или по Рейну в Амстердам, вы можете далее совершить короткий морской переход через Ла-Манш и войти в устье Темзы. А там уже и до Лондона недалеко. Начав путешествие в Москве и сочетая морские и речные переходы на яхте, можно плыть под парусом практически через все столицы Европы: Рим, Стокгольм, Париж, Вену, Берлин, Варшаву, Прагу, Любляну, Будапешт, Белград и даже Бухарест.
На втором месте по длине, но на первом по значению для яхтсменов Европы находится Дунай (2783 км) со своими судоходными притоками: Прут, Сирет, Савва, Тиса, Драва, Ваг, Инн. По Дунаю можно плыть под парусом на яхте через всю Европу и, пройдя через Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Югославию, Болгарию, Румынию, Украину, выйти в Черное море возле… Курильских островов.
Насчет Курильских островов мы не ошиблись. Кроме всем известных российских, есть еще мало кому известные украинские Курильские острова в дельте Дуная на украинско-румынской границе. Для сомневающихся даем их точные координаты: 44°88’N; 29°60’Е. И куда только Япония смотрит?
От выхода из Дунайского гирла всего 80 миль плыть под парусом до входа в Днепро-Бугский лиман. По реке Южный Буг на яхте можно пройти только 70 миль до Николаева, а вот по Днепру (2200 км) судоходный участок составляет 1677 км, аж до Киева.
В сентябре 1992 года (строительство длилось 70 лет) был введен в эксплуатацию канал Майн-Дунай от Роттердама до Сулины. Германия потратила на его воссоздание 4,8 миллиарда марок. Идея принадлежит еще императору Карлу Великому, который начал строительство в 793 году н.э., но успел выкопать только так называемый «Карлов ров», остатки которого сохранились до наших дней. Реально соединение между Майном и Дунаем (172 км) было построено в 1845 году, но на отдельных его участках глубина канала составляла всего 60-70 сантиметров. Теперь общая протяженность трансевропейского водного пути Рейн-Майн-Дунай составляет 3503 километра. Главный порт на этом пути — Нюрнберг.
В будущем возможности для путешествий по внутренним водным путям Европы будут продолжать расширяться. Еще во времена правления чешского короля Карла IV родилась идея соединения Одера и Дуная. В наши дни идея расширилась до проекта Дунай-Одер-Эльба. Такой канал с глубинами не менее 2,8 метра планируется создать в ближайшие четверть века. Водная трасса длиной 2867 км соединит устье Дуная (Сулина) и устье Одера (Щецин). Еще один участок протяженностью 3045 км соединит Сулину с устьем Эльбы (Гамбург).
Хорватия приступила к реализации проекта канала Дунай-Сава (61,5 км). После окончания строительства внутренние водные пути Европы получат еще один удобный выход в Адриатическое море в районе Риеки.
Самый значительный проект осуществляется Грецией, Македонией и Югославией. Канал с гарантированной глубиной 3,85 метра и общей протяженностью 652 км соединит Дунай и Эгейское море (от Белграда до Салоник). К сожалению, распад Югославии и последующие события задержали строительство на неопределенное время.
Существует также идея сооружения судоходного канала Дунай-София по реке Искыр, подобного каналу Дунай-Бухарест. Тогда плыть под парусом на яхте можно будет до столицы Болгарии.
Плыть под парусом на яхте в России.
Кажется, ничего стоящего не пропустили. А как же Россия: неужели самая большая страна мира не имеет достойных мест? Безусловно, есть отличные места, чтобы плыть под парусом и в России. Например, Сочи, Новороссийск или Владивосток. Они находятся в благоприятных широтах с очень даже нормальным для яхтинга климатом. Но никакой приемлемой инфраструктуры здесь, к сожалению нет. Бесспорным центром российского яхтинга является Петербург, но погодные условия оставляют желать лучшего. Многочисленным яхтсменам города на Неве остается надеяться только на глобальное потепление климата.
Знаменитые реки России всегда привлекали иностранных яхтсменов. На первом месте, конечно, Волга (3530 км), из них судоходный участок составляет 3256 км (от Ржева). Волга, как известно, впадает в закрытое Каспийское море. Ближайшими к бассейну Волги открытыми морями являются: на юге — Черное, на севере — Балтийское. С Черного моря через Азовское и реку Дон (1870 км) от Ростова-на-Дону до Волгограда плыть под парусом на яхте можно Волго-Донским каналом. С Балтийского моря путь на Волгу (и Белое море также) лежит через Ладожское и Онежское озера. Все эти места изумительной красоты.
Однако все это хорошо в теории. На практике условий, в которых живут россияне, ни один цивилизованный яхтсмен выдержать не сможет. Впрочем, россиян, имеющих средства для занятий яхтингом, такие условия тоже не устраивают. Остается надеяться, что когда-нибудь найдутся люди в правительстве, которым все это будет небезразлично. Российским политикам следует знать, что с ними на Западе будут общаться на равных только тогда, когда они займутся яхтингом. И в этом нет никакого преувеличения. Только это занятие делает человека цивилизованного мира респектабельным.
На этой не совсем оптимистичной для россиян ноте закончим серию статей краткого обзора популярных направлений для яхтинга. Но естественно этим не ограничимся, и в следующих статьях опишем или новые интересные места, где можно плыть под парусом или подробнее раскроем уже упомянутые.