В предыдущей статье мы рассчитывали направление и скорость приливного течения в яхтинге с помощью атласов. Но многие яхтсмены предпочитают использовать другой метод определения. Он намного проще, но этот метод не дает общего видения картины течений в районе плавания в отличии от уже нами описанного ранее.
Метод, получивший название «приливные ромбы», основан на том, что прямо на карте для наиболее важных точек, помеченных ромбами,дана информация, позволяющая определить направление и рассчитать скорость течения в любой момент времени.
Давайте посмотрим на фрагмент нашей учебной карты на рисунке ниже повнимательнее. Здесь мы видим уже хорошо нам знакомую зону Race of Alderney.
Прямо в центре рисунка расположен сиреневый ромб с буквой С — это и есть приливный ромб.
Теперь пора разобраться с тем, какая информация нам дана на картах в таблице ромбов приливных течений. Во первых, у нас есть точки на карте, о направлении и силе течения которых с высокой точностью достоверности мы имеем всю информацию.
Они привязаны ко времени высокой воды в порту отсчета (Reference Port), название которого находится в шапке таблицы — в нашем случае это порт Saint Helier. Каждой точке, имеющей буквенное обозначение, помещенное внутрь ромба, соответствует своя часть таблицы.
Прежде чем приступить к изучению этой таблицы, посмотрим на ее фрагмент. В верхней части мы найдем обозначение ромба и его географические координаты. Так, например, мы можем легко определить, что ромб С — это точка с координатами 49° 43,9’N и 0°03,6’W.
Ниже мы обнаружим 13 строчек, каждая из которых содержит информацию о течении в этой точке. Центральная строка соответствует значениям течения во время высокой воды в порту Saint Helier, а каждая строка выше или ниже — минус или плюс один час.
Проверьте, совпадает ли зональное время в Reference Port с зональным временем в точке, где находится ромб, и помните, что, когда действует летнее время, к табличным
значениям необходимо прибавлять один час!
И наконец, посмотрим, что нам дает таблица для каждого ромба в определенный через время высокой воды в Reference Port момент. В строке мы увидим трехзначное число- это направление течения в градусах, а также две пары цифр, разделенных знаком «.» — это скорость течения в узлах в сизигию и квадратуру соответственно. Например, когда в Saint Helier высокая вода (HW), таблица дает нам значение скорости течения 5.6 узла во время сизигии. Во время квадратуры амплитуда прилива (Tidal Range) меньше, и пропорционально этому скорость течения будет ниже. В данном случае в квадратуру таблица дает значение 2.6 узла.
Как мы видим, таблица предлагает нам значения только для сизигии и квадратуры. Для остальных дней нам придется решать задачу, интерполяции.
Для того чтобы определить направление и силу течения в интересующем нас месте в заданное время, необходимо выполнить следующую процедуру:
1.Находим ближайший ромб.
2.По атласу определяем для интересующей нас даты:
- ближайшее к заданному времени значение времени HW в порту отсчета (Reference Port);
- амплитуду прилива (Tidal Range) в порту отсчета на сегодня;
- средние значения приливных амплитуд в сизигию и квадратуру (Spring и Neap Mean Ranges). Эти данные указаны в альманахе на приливной кривой; для порта отсчета. Либо эти амплитуды вычисляются как разность уровней: Mean Spring Range = MHWS — MLWS; Mean Neap Range = MHWN — MLWN.Значения приливных уровней для порта отсчета можно найти в приливной информации на карте.
3.Переходим к таблице ромбов.
4.Рядом со средней строкой (где написано High Water) прямо на карте карандашом пишем определенное на шаге 2 значение HW.
5.Прибавляя и отнимая по одному часу, заполняем весь столбец.
6.Выбираем в построенном нами столбце строку, ближайшую к заданному времени, и в ней находим данные по направлению течения и значения скорости течения в узлах в сизигию и квадратуру.
7.Задачу интерполяции можно решить графически с помощью клетчатой бумаги.
8.Если нас интересует точка, расположенная на удалении от ромбов, необходимо повторить процедуру для ближайших двух или трех ромбов, а затем оценить течение в заданной точке.
Давайте решим одну задачу двумя методами и убедимся в том, что у них сходные результаты. Не удивляйтесь, что полного совпадения не будет. Оба метода не дают точного ответа. В атласе мы получаем очень приблизительно координаты точки, а при использовании ромбов мы получим точные результаты только непосредственно в тех местах, где стоят ромбы.
Отправимся мы, как и в прошлой задаче, с острова Alderney в Cherbourg, но для разнообразия выйдем в море не 20, а 22 сентября. В предыдущей статье, в «Атласах приливных течений», когда мы планировали переход с острова Alderney в Cherbourg и определяли благоприятное время для выхода, это — за 5 часов до высокой воды в Dover. Установим, что HW наступит в 1514, значит, нам нужно выходить в 1014. Наш путь будет проходить около места, отмеченного на карте ромбом С. По нашей карте до ромба около 8 миль. Посмотрим, какое нас будет ждать там течение. Примем, что наша крейсерская скорость 6 узлов.
Сначала используем Атлас течений. Но в этой статье я не буду подробно описывать решение этой задачи. Предлагаю Вам самостоятельно ее решить, предварительно прочитав предыдущий материал по определению направления и скорости течений. Для проверки или для ленивого читателя приведу свой ответ, полученный с использованием Атласа течений: мы придем в заданную точку примерно в 1114, и течение там будет 4.1 узла в направлении 44 градусов.
А теперь давайте воспользуемся Методом ромбов.
Из атласа берем данные для порта, название которого находится в шапке таблицы, в нашем случае это порт Saint Helier , получаем значения Range Today:
22 сентября Range Today=9.5 — 2.7=6.8.
Из альманаха REEDS получаем значения Mean Spring Range = 9.6 и Mean Neap Range=4.1, которые нам понадобятся для интерполяции.
Определяем по атласу значение времени высокой воды в Saint Helier -1018 и не забываем прибавить один час летнего времени. Получаем 1118.
На рисунке ниже — это фрагмент нашей карты в строке HW ставим полученное значение 1118 и заполняем весь столбец.
Когда мы решали задачу первым способом, мы определили, что в заданной точке мы будем в 1114, что соответствует значению HW. Из строки, соответствующей HW, получаем значение скорости течения в сизигию 15.6 узла, а в квадратуру 2.6 узла.
Далее производим интерполяцию скорости течения с помощью геометрии и клетчатой бумаги, опираясь на уже определенные нами выше значении.
Ответ, полученный Методом ромбов: течение 4.1 узла в направлении 31 градуса.
Как и отмечалось выше, результаты близки, но не совпали. Это не является ошибкой.
В качестве примера было выбрано место с очень быстро и сильно меняющимися характеристиками течения. В таких местах нужно постоянно корректировать план перехода.
Ну вот мы и познакомились с приливами, узнали причины их возникновения. Научились рассчитывать их высоту, скорость и направление приливных течений. Теперь осталось это применить на практике. И в следующих статьях разберем планирование перехода в приливной зоне.
Опечатка: получаем значение скорости течения в сизигию 5.6 узла, а не 15.6