В предыдущих статьях мы познакомились с системами судовых дизелей. Пришло время уделить внимание их обслуживанию. Особые условия среды, в которой приходится работать морским дизелям, требуют тщательного обслуживания. В этой серии статей показаны шесть основных мест, требующих внимания, по крайней мере, раз в год.
Топливная система морского дизеля.
Фильтры предназначены оградить двигатель от частиц воды и грязи. В большинстве случаев топливная система морского дизеля содержит два фильтра: первичный — на выходе из топливного танка и вторичный — фильтр тонкой очистки на самом двигателе перед насосом высокого давления.
Проверка и замена первичного фильтра топливной системы морского дизеля.
Как правило, кроме собственно фильтрующего элемента, в нижней части этого фильтра находится прозрачная или металлическая сфера для сбора и слива отстоя — вода и тяжелые осадки в топливе. Отстой сливается выкручиванием длинного болта, который проходит через центр сферы. В течение сезона рекомендуется регулярно проверять чистоту содержимого этой части фильтра, который еще называется сепаратор или водоотделитель. Прозрачная пластиковая сфера сразу показывает состояние своего содержимого, из металлической сферы нужно произвести контрольный слив.
По европейским правилам (RCD) фильтр с пластиковой сферой допускается устанавливать только за пределами машинного отсека.
Менять фильтрующий элемент можно с интервалом 200 часов работы двигателя, точнее — как указано в руководстве к нему. При замене следует не забыть перекрыть кран топливного танка, чтобы не слить его в трюм. На некоторых морских дизелях краны установлены с обеих сторон от фильтра, что делает потерю топлива минимальной и не допускает попадания большого количества воздуха в топливную систему при замене фильтра.
Дизтопливо — довольно хлопотный продукт, если его пролить. Поэтому прежде, чем связываться с разгерметизацией топливной системы морского дизеля, нужно позаботиться о сборных емкостях и достаточном количестве протирочной ветоши. Там, где слив не может быть подхвачен пластиковой емкостью, может выручить полиэтиленовый пакет.
Когда корпус фильтра разобран, проверьте состояние сальников и прокладок. Они не нуждаются в частой замене, но новые фильтры обычно поставляются с уплотнительными кольцами, которые предпочтительнее установить на свои места.
Замена вторичного фильтра топливной системы морского дизеля.
Вторичный фильтр топливной системы морского дизеля может быть двух типов. Корпусный — аналогичный большинству автомобильных топливных и масляных фильтров в металлическом корпусе, которые меняются целиком. Или аналогичный описанному первичному — сменный элемент в стационарном металлическом или пластиковом корпусе, но без чашки сепаратора внизу. Перед разборкой такого корпуса его лучше обернуть полиэтиленовым пакетом для сбора стекающего топлива.
Осмотрите и очистите места прилегания прокладок. Новые прокладки перед установкой можно протереть маслом. Корпусный фильтр обычно затягивается усилием руки, если позволяет доступ. Если используется ключ, не следует прилагать слишком много силы.
ВНИМАНИЕ. Некоторые двигатели имеют сетчатый фильтр, расположенный под верхней крышкой подкачивающего насоса. Этот фильтр должен быть снят и промыт керосином или дизтопливом.
Вентилирование топливной системы морского дизеля.
Замена фильтров неизбежно запускает воздух в топливную систему морского дизеля. Для его нормальной работы весь воздух должен быть удален низким давлением топлива через специальные точки в системе. Есть двигатели с самовентирируемой системой, но большинство дизелей нуждается в помощи по этому вопросу, что совсем не сложно.
Во-первых, нужно убедиться, что у вас достаточно топлива вообще и что все краны топливной магистрали открыты. Затем покачайте топливо курком подкачивающего насоса. Если на курке нет нагрузки — он не качает. Проверните двигатель на пол-оборота, после чего подкачивающий насос должен заработать.
Если первичный фильтр расположен ниже уровня топлива в танке, и топливо поступает непосредственно из нижней части танка, а не сверху через погружную трубку, — первичный фильтр легко вентилируется самотеком, открыв вентиляционный болт на верхней крышке фильтра. Надо ослабить болт на крышке, пока не потечет топливо без пузырьков.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ. Нанесение смазки на сальники топливного и масляного фильтров помогает им лучше встать на место при затягивании.
Заполнение первичного фильтра подкачивающим насосом — занятие утомительное. Даже если у вас система с верхней подачей из топливного танка, вы можете ускорить процесс открыванием вентиляционного болта на крышке фильтра и наддувом танка ртом через трубку вентиляции для небольшого давления в системе и создания протока топлива через фильтр.
По мере выхода воздуха из первичного фильтра, заполнится сфера отстойника, после чего топливо с пузырьками воздуха начнет вытекать через приоткрытый вентиляционный болт, который можно затянуть, когда топливо пойдет сплошным потоком «без газа».
Для вентилирования вторичного фильтра, так же, приоткрывается вентиляционный болт не верхней крышке и начинается прокачка системы курком подкачивающего насоса. Через несколько минут выйдет воздух, потом топливо с воздухом. Увидев слив негазированного топлива, вентиляционный болт можно затягивать.
Если этого оказалось не достаточно…
Для дизелей Yanmar, Perkins и Kubota обычно возникает необходимость провентилировать и насос высокого давления. Этот процесс похож на выпуск воздуха из вторичного фильтра — открывается вентиляционное отверстие и курком подкачивающего насоса топливо подается по магистрали до момента, когда оно начнет вытекать без пузырьков воздуха. На старых насосах высокого давления таких отверстий может быть даже два, тогда начинать нужно с того, которое ниже.
Эта операция завершает вентилирование системы низкого давления. Попробуйте запустить двигатель. Если он работает ровно — все сделано правильно. Если наблюдается нестабильность оборотов, заглушите двигатель и провентилируйте топливную систему высокого давления. Отверните гайку трубки форсунки на 1-2 оборота, поставьте рукоятку газа на максимум и проверните двигатель стартером. Не работайте стартером более 15 секунд, чтобы не повредить его.
Когда из трубки будут выходить порции чистого топлива, гайку можно затянуть и повторить процедуру на оставшихся форсунках. Держитесь подальше от брызг — давление достаточно, чтобы топливо попало даже под кожу.
На этом краткий обзор обслуживания топливной системы морского дизеля закончим, а в следующей статье рассмотрим замену масла в яхтенном двигателе.