В предыдущих статьях мы разобрались что такое приливы, научились читать карты приливов, рассчитывать время и высоту прилива. Но для комфортного яхтинга этого не достаточно. В яхтинге необходимо уметь учитывать в планировании своего похода направление и скорость приливного течения. Этим сейчас и займемся. Давайте представим себе, что Земля абсолютно круглая и вся покрыта водой. Если так, то два образовавшихся «горба» на противоположных сторонах Земли будут плавно увеличиваться и уменьшаться под воздействием притяжения Луны и Солнца, а Земля будет делать свой полный оборот под этим водным одеялом за одни сутки. Скорость этого движения на экваторе составит: длина экватора/24 часа = 900 узлов!
Однако не пугайтесь, это скорость распространения волны, а не скорость движения воды. В отсутствие материков все было бы очень спокойно — небольшие изменения уровня воды и практически полное отсутствие приливных течений. Ситуация коренным образом меняется, как мы уже отмечали ранее, при взаимодействии с береговой линией. Вся огромная энергия приливов обрушивается на берега материков и в зависимости от формы береговой линии и рельефа морского дна поднимает воду на высоту до 17 метров в заливе Fundy (США и Канада). Очевидно, что такие подъемы воды сопровождаются очень быстрым перемещением огромных масс воды и, соответственно, стремительным и меняющим свое направление течением. И когда на пути прилива встают узкие проходы между островами, течение достигает скорости 20 узлов.
Так же как с уровнями приливов, у человечества накопилось достаточное количество информации, чтобы прогнозировать направление и скорость приливных течений.
Для нас, кроме, разумеется, компьютерных программ, есть еще два основных источника информации о течении. Это уже хорошо знакомые нам карты приливов (альманахи), содержащие Атласы приливных течений, и приливные ромбы.
Карты приливов. Атласы приливных течений.
Карты приливов и атласы приливных течений дают очень наглядную картину, вернее 12 картинок: они словно кадры из мультфильма показывают последовательное изменение направления и силы течения в выбранной вами зоне. Эти «кадры» как будто сняты с интервалом в один час, что обеспечивает покрытие всего периода прилива. На рисунке для примера дан разворот карты приливов из альманаха REEDS для Нормандских островов (Channel Islands).
Обратите внимание, что ось времени в данном примере задана относительно HWв Dover (порт, относительно которого задается отсчет времени, называется Reference Port).
Ось времени всегда задана относительно HW в Reference Port.
Для определения реального времени, к которому относится каждая картинка, нужно сначала из карт приливов (альманаха) получить ближайшее к интересующему вас времени значение HW в Reference Port, а затем под каждой картинкой подписать значение времени, к которому она относится. Не забудьте про возможную корректировку летнего времени и, самое главное, что в качестве стандартного порта может быть выбран порт, находящийся не только далеко от интересующего вас места, но даже расположенный в другом часовом поясе.
Не ошибитесь с расчетом времени! Ошибка может составить несколько часов, а следовательно, может оказаться критической!
А теперь рассмотрим один квадратик карты приливов поподробнее. Очевидно, что стрелочки на рисунке обозначают направление течения. Интуитивно понятно, что чем длиннее и толще стрелочка, тем сильнее приливное течение, а вот четырехзначное число, разделенное запятой рядом со стрелкой, требует пояснения. Мы с вами отлично знаем, что в одно и то же время и в сизигию, и квадратуру направление течения должно совпадать, а вот скорость приливного течения будет отличаться, так как за то же время в сизигию должно пройти больше воды.
Так вот, загадочная надпись рядом со стрелкой на картах приливов показывает перечисленные через запятую значения скорости приливного течения в сизигию и квадратуру. Картографы для лучшей читаемости карт приливов стараются экономить знаки, поэтому скорости обозначены в десятых долях узла. Таким образом, надпись 58,97 сообщает нам, что в это время в этом месте скорость течения составляет в квадратуру 5,8 узла, а в сизигию — 9,7. Согласитесь, что, например, такая запись — 5,8; 9,7 — была бы намного более громоздкой.
Обратите внимание: это реальные величины, недаром на картах приливов в этом месте красуется гордая надпись Race of Alderney и стоит предупреждение Heavy Overfalls! Избегайте появляться в таких местах при сильном приливном течении и встречном ветре. Столкновение двух стихий порождает большие обрушивающиеся волны. Будьте готовы к тому, что водовороты в любой момент могут развернуть лодку, и если вы идете под парусом,берегитесь непроизвольных поворотов фордевинд.
У любознательного читателя должен возникнуть вопрос: а как определить скорость приливного течения, если мы планируем переход не в сизигию или квадратуру, а в другой день? Ответ прост: вам нужно решить задачу интерполяции. Как это делается, мы рассмотрим ниже.
Еще одно обозначение вы встретите на картах приливов — slack. Как следует из перевода, приливное течение отсутствует или пренебрежимо мало.
Для примера давайте определим, когда будет благоприятное течение для выхода с острова Alderney из залива Вгауе, если мы пойдем в Cherbourg 20 сентября 2012 года. Дальность перехода составляет около 30 миль. И если считать нашу скорость 6 узлов и не учитывать скорость приливного течения, то нам понадобится 5 часов. Если спланировать переход так, чтобы течение было всю дорогу попутным, то можно хорошо сэкономить и время и топливо, если идти придется под мотором. А если ошибиться и оказаться там, когда течение со скоростью 7 узлов мчится в сторону острова Jersey , то мы просто не справимся с течением, и нас унесет на юг, где мы будем вынуждены дожидаться смены приливного течения.
Исходя из сказанного, целесообразным» представляется время выхода из Alderney соответствующее картинке карт приливов, на которой написано HW-5. В это время уже течение становится благоприятным по направлению и будет усиливаться, это картинки HW-4, HW-3 и HW-2.
Теперь нужно решить следующую задачу: сколько будет на часах в Alderney, когда я в Dover (Reference Port) будет HW-5?
Для этого открываем карты приливов (альманах) для Dover на интересующую нас дату — пусть это будет 20 сентября. В первую очередь убеждаемся, что Alderney в том же часовом поясе что и Dover. HW в этот день попадает на 0101 и 1326. Нас интересует время на пять часов раньше, и еще надо прибавить один час летнего времени, т.е. благоприятное время для выхода:
0101-0500+0100=2101 предыдущей даты
или
1326-0500+0100=0926 сегодня.
Решайте, когда Вам лучше идти- ночью вчера или утром сегодня!
Это не все методы определения направления и скорости приливного течения. Многие яхтсмены предпочитаю более простой метод. Метод «приливных ромбов». Но об этом в следующей статье.
длина экватора/24 часа = больше 1000 узлов, друзья!