Сам принцип метода определения места судна по трем пеленгам в яхтинге точно таков же, как и по двум пеленгам. Однако правила выбора ориентиров чуточку другие. Во-первых, угол между ориентирами, по возможности, должен приближаться к 60° и 120°, всегда «удаляясь» от 90° и 180°. Во-вторых, желательно, чтобы сами ориентиры находились на одном побережье, особенно при плавании между берегами разных континентов (проливы Босфор и Гибралтар, к примеру), или же были точечными (небольшие островки, скажем). Если ориентиры точечные, то очень неплохо, если они расположены между собой под углами, близкими к 120°, т.е. «раскиданы по горизонту». Тогда вероятное место всегда будет находиться внутри треугольника погрешностей, о котором мы подробно поговорим ниже. Ну и во всех случаях при всех определениях места судна по пеленгам в яхтинге сами ориентиры должны выбираться из расположенных к судну наиболее близко.
Определение места судна по пеленгам.
Пеленга, при необходимости, также приводятся к одному моменту времени, а именно — ко времени измерения третьего пеленга. Ну и пеленги в таком случае измеряют в определённой последовательности. При этом, как и в случае определения места судна по двум пеленгам, сначала измеряют пеленги, расположенные ближе к ДП яхты, а в последнюю очередь — ближайшие к траверзу. Для наглядности обратимся к рисунку, а потом разберёмся чуть подробнее с приведением измерений к одному моменту времени.
Итак, по изложенным выше причинам берем пеленги в следующей последовательности: Пеленг 1 (ориентир А), Пеленг 2 (ориентир В), Пеленг 3 (ориентир С), затем снова пеленг на ориентир В, и, наконец, опять пеленг на ориентир А. Замечаем время и отсчёт лага на момент измерения пеленга 3 (ориентир С). Обозначим наши компасные пеленги соответственно порядку их измерения: КПа, КПв, КПс, КПв’,КПа’ . На карте будем прокладывать следующие значения пеленгов:
1. КПаср = (КПа + КПа’) : 2
2. КПвср = (КПв + КПв’) : 2
3. КПс.
Здесь мы привели наши измерения к моменту времени взятия пеленга на ориентир С.
Не забываем, что непосредственно после маневрирования (изменения курса) в яхтинге показания компаса не очень точны, поэтому полагаться на определение места судна по пеленгам сразу после поворота не следует! По прошествии определённого времени (скажем, 5 — 10 минут), если позволяют обстоятельства, необходимо определить место судна ещё раз. Или использовать другие, не зависящие от курсоуказателей (компасов) методы определения места судна, о которых мы поговорим отдельно.
Точность определения места судна по пеленгам.
Но вернёмся к нашим бара…, то есть пеленгам. На рисунке всё получается идеально красиво. Все три пеленга пересекаются в одной точке, что даёт нам веские основания считать высокой точность определения места судна по пеленгам. Однако, в реальной жизни при яхтинге такое случается очень редко. Почти всегда картинка определения места судна по трем пеленгам выглядит несколько иначе .
Линии пеленгов не пересекаются в одной точке, Из-за разнообразных ошибок и неточностей в их пересечении образуется треугольник, так называемый треугольник погрешностей. Наиболее вероятное место определяется, в зависимости от расположения и пересечения пеленгов, а также после проведения анализа возможных причин образовавшихся ошибок.
Этот процесс носит название разгонка треугольника погрешностей в определении места судна по трем пеленгам. Обратите внимание на то, что место не будет всегда находиться внутри треугольника погрешностей. К этому нужно относиться очень внимательно! Перво- наперво разберём причины, по которым ошибки возникают.
1. Неточности при снятии значений пеленгов, так называемые промахи.
2. Разнообразные случайные ошибки, величина которых невелика.
3. Ошибки в определённых поправках компасов.
4. Ошибки при приведении времени наблюдений к одному моменту.
5. Ошибки в показаниях компаса, возникающие при недавних изменениях курса (баллистические погрешности).
6. Ошибки в опознавании береговых ориентиров.
Честно говоря, точно разобраться в причинах появления пресловутого треугольника довольно сложно. А в практическом яхтинге не стоит и забивать этим голову. Если треугольник велик (его стороны больше, чем 0,5 м.мили), то можно говорить и о промахах в наблюдении и о неправильном опознании ориентиров. В таком случае необходимо произвести наблюдения ещё раз, чтобы улучшить точность определения места судна по пеленгам. Если повторные результаты снова приведут к образованию большого треугольника, можно предполагать наличие ошибочно определённой поправки компаса.
В этом случае значения имеющихся пеленгов изменяют на 2° — 4° в одну и ту же (или в сторону увеличения, или в сторону уменьшения значений) сторону и прокладывают от ориентиров новые (как бы вспомогательные) пеленги. При этом получают новый треугольник погрешностей.
Затем линиями соединяют сходственные вершины обоих треугольников и в пересечении этих линий получают точку места судна, которая, согласно существующей в яхтинге на сегодняшний день теории определения места судна по поленгам, не зависит от влияния неверной поправки компаса. Проиллюстрируем сказанное рисунком. Вспомогательные пеленги показаны тонкими линиями, а треугольники погрешностей — заштрихованы.
Далее наша задача состоит в том, чтобы соединить сходственные вершины полученных треугольников отрезками прямых до их пересечения в одной точке, как говорилось выше.
Вот мы и совершили определение места судна по трем пеленгам. Но это только частный случай. На самом деле, и треугольники (основной и вспомогательный) погрешностей могут иметь другие размер и формы, по разному располагаясь друг относительно друга, и ориентиры могут находиться относительно яхты в иных положениях и на иных расстояниях. Все эти факторы в яхтинге имеют значение и влияют на анализ обсервации и нахождение самой обсервованной точки и соответственно на точность определения места судна по пеленгам.
Здесь нет смысла разбирать все тонкости анализа разнообразных частных случаев разгонки треугольника погрешностей и нахождения точки места. Их много и на практике в яхтинге, по правде говоря, они не очень-то применяются. На практике яхтсмены чаще всего руководствуются правилом — если треугольник велик, то измерения не качественны, а точность определения места судна по пеленгам не высокая , и нужно их повторить.
Вообще говоря, если треугольник погрешностей изначально невелик (его стороны имеют длину, меньшую, чем 0,5 м.мили), то за обсервованное место чаще всего принимают точку центра окружности, которую можно вписать в такой треугольник .
Естественно, никаких геометрических построений, чтобы вписать такую окружность, проводить не нужно. Обычно её центр определяется в яхтинге на выпуклый морской глаз.
Данный способ определения места судна по трем пеленгам считается одним из самых точных в яхтинге, так как является достаточно надежным, простым и позволяет легко выявить как ошибки в наблюдениях, так и погрешности в определении поправки компаса. На этом закончим , а в следующей статье рассмотрим определение места судна по крюйс-пеленгу.