Ну вот, подошли мы и к решению главнейшей из штурманских задач в яхтинге — определению места судна. Способов определения места судна существует немало. В этой серии статей мы постараемся разобрать большинство из них и, как обычно, понять принцип действий и разобрать их последовательность. Сначала разберём так называемые навигационные способы. Важно! Если у приборов есть поправки, то необходимо полученные при их помощи значения этими поправками исправлять! Не забывайте! В большинстве случаев это будет исправление значений, снятых при помощи компасов поправками самих компасов.
Определение места судна по двум пеленгам.
Этот способ в яхтинге довольно распространён. Технически он осуществляется при помощи либо пеленгатора (взятие визуальных пеленгов), либо при помощи радиолокатора (взятие радиолокационных пеленгов). Причём пеленга нужно брать в определённой последовательности, а именно — сначала пеленг на объект, находящийся на курсовых углах, ближайших к диаметральной плоскости судна , а затем пеленг на объект, находящийся на курсовых углах, близких к траверзным . Это делается потому, что значения пеленгов, расположенных на близких к ДП курсовых углах изменяется медленнее.
Для нас важно понять, что при определении места судна по двум пеленгам на карту нужно наносить как можно более «свежую» линию положения (в нашем случае — линию пеленга). Ясно, что если мы сначала возьмём пеленг, ближайший к траверзу, то, пока мы будем измерять второй пеленг, значение первого изменится значительно, он как бы «устареет». А если мы проведём измерения в правильной последовательности, то последний взятый пеленг «устареть» не успеет и полученное место яхты будет более точным. Нередко в яхтинге случается, что объекты располагаются примерно под одинаковыми углами от траверза по разные его стороны (в нос и в корму), так, что линия траверза является почти биссектрисой угла между двумя ориентирами. Тогда последовательность измерений не важна, хотя лучше в таких случаях сначала брать носовые пеленга, а потом кормовые. Так вырабатывается привычка сначала брать пеленг, ближайший к ДП яхты. А правильные привычки в яхтинге приветствуются.
Здесь необходимо отметить, что при значительных скоростях судна (более 15 узлов), при использовании данного метода определения места судна в яхтинге рекомендуется приводить измеренные пеленги к одному моменту времени, потому что, несмотря на правильную последовательность измерений, их величина из-за большой скорости всё равно изменяется быстро. Для приведения измерений к одному моменту времени существует следующая последовательность.
1) Берётся компасный пеленг 1-го ориентира.
2) Берётся компасный пеленг 2-го ориентира. Замечают время и отсчёт лага на момент этого измерения.
3) Снова измеряется компасный пеленг 1-го ориентира.
4) Осредняем значения пеленгов 1-го ориентира. Этим и приводится величина пеленга 1-го ориентира к моменту измерения второго.
Первоначально необходимо определить, какие ориентиры мы будем использовать для нашего определения места судна по двум пеленгам. Ясное дело, прежде всего они должны быть обозначены на карте и хорошо наблюдаться визуально или на экране радара. Кстати говоря, чисто практически в яхтинге радиолокационные пеленга сами по себе измеряются быстрее и приводить их к одному моменту времени совсем не обязательно. Принципы графического выполнения метода при использовании визуальных и радиолокационных пеленгов идентичны. Существующие нюансы для нас незначительны и мы на них не будем останавливаться.
Ошибки определения места судна по двум пеленгам.
Важно помнить в определении места судна по двум пеленгам — угол между пеленгами должен быть как можно более близким к 90°. (Допустимыми пределами считается область между 30° и 150°). Во-первых, постараемся понять и запомнить, почему именно к 90°. Математически данное правило может быть объяснено с помощью теории ошибок, но нам на практике в яхтинге такие «сложности» совершенно ни к чему. Лучше всего сказанное объяснят рисунки. Перед тем, как их рисовать, вспомним, что как бы точно мы не измеряли пеленг любым из способов и любым оборудованием, в измерениях всегда будет присутствовать ошибка. Забегая вперёд, отмечу, что это касается измерений абсолютно любых навигационных параметров (пеленгов, расстояний, глубин, горизонтальных и вертикальных углов).
То есть полученное нами значение всегда чуточку ошибочно. На нашей картинке наглядно видно, что кроме использованных для определения места судна линий пеленгов (толстые линии), существуют ещё и возможные значения пеленгов (тонкие линии), которые могут «ускользнуть» от нас в результате ошибок измерений .
Понятно, что ошибка может быть как-бы по обе стороны от измеренного нами пеленга. Поэтому и на рисунке возможные значения пеленгов показаны по обе стороны от Пеленга 1 и Пеленга 2. На самом деле истинное место может находиться на пересечении любой из пар возможных значений пеленгов. Такие возможные места будут находиться внутри нашей заштрихованной области. Предполагается, что мы нанесли на рисунок наибольшие из возможных отклонений, возникающих при ошибках измерений в яхтинге (а отклонения эти могут быть и меньше). Мы полагаем, что наиболее вероятным местом является место где-то в середине заштрихованной области. Да и сама эта область на нашем рисунке не очень-то и велика, а, следовательно, и вероятность того, что место определено верно, довольно высокая.
А теперь посмотрим, какой вид примет заштрихованная область, если ориентиры в определении места судна по двум пеленгам будут располагаться под острым или тупым углом, значительно отличающимся от 90° .
Бросается в глаза, что площадь зоны возможного местонахождения яхты значительно увеличилась, а, значит, вероятность того, что само место найдено верно, соответственно, уменьшилась. Кстати говоря, описываемый сейчас принцип лежит, во всех случаях и при любых в яхтинге способах определения места судна в основе требования к стремлению подбирать ориентиры таким образом, чтобы угол между ними был как можно ближе к 90°.
Теперь, для полноты восприятия, изобразим случай, когда ориентиры расположены под острым углом . Заштрихованная площадь стала ещё больше. Ну и вероятность ошибки, соответственно, тоже.
Это основные моменты, которые нам необходимо помнить. Практически же в яхтинге при определении места судна по двум пеленгам мы измеряем пеленгатором или с помощью радиолокатора пеленга на выбранные (с учётом сказанного выше) ориентиры и прокладываем их на карте от выбранных ориентиров. В пересечении линий пеленгов получаем точку. При всём при том помним, что при пользовании магнитным компасом мы измеряем обратные компасные пеленга, а при пользовании радаром — прямые.
Обо всех этих тонкостях мы подробно беседовали в предыдущих статьях, но не будет лишним рассказать один практический приёмчик в яхтинге, остановившись на одной из особенностей штурманского транспортира. Он устроен таким образом, что, если вообще не привязываться к ориентиру, а просто произвольно проложить линию угла, то линия эта, что для прямого, что для обратного пеленга, будет выглядеть совершенно одинаково. Хитрость начинается, когда мы проводим линию от какой-либо точки (ориентира). Проведёшь в одну сторону — будет прямой пеленг, в другую — обратный. Следовательно, перевод обратного пеленга в прямой и, наоборот, в яхтинге по формулам можно и не делать, а достаточно отлично представлять себе сам театр плавания, положение яхты относительно ориентиров и картушку своего компаса. Так что советую ещё раз вернуться к предыдущим статьям, где всё это нарисовано, расписано и объяснено.
Определение места судна в яхтинге по трём пеленгам. Сам принцип метода точно таков же, как и при определении места судна по двум пеленгам. Однако правила выбора ориентиров чуточку другие. Но обо этом в следующей статье.