Навигационный метод определения места судна по крюйс пеленгу применяется в яхтинге в тех случаях, когда пеленг на предмет определить можно, а вот расстояние до него — нет. Предмет пеленгуют дважды, место судна получают на момент вторых измерений. Место это будет счислимо-обсервованным, а не обсервованным. Заметим здесь, что счислимо-обсервованное место получается всегда с использованием элементов счисления (времени и отсчетов лага). Следовательно, его точность в яхтиге впрямую зависит от точности счисления,тогда как чисто обсервованное место от счисления не зависит, и на него можно полагаться вернее.
Метод определения места судна по крюйс пеленгу.
При пеленговании в навигационном методе определения места судна по крюйс пеленгу замечают моменты времени Т1 и Т2 и отсчёты лага ОЛ1 и ОЛ2. Прокладка и вычисления в яхтинге выполняются в следующей последовательности.
1) Прокладывают первый пеленг П1. На линии пути отмечают счислимую точку, записывают время Т1 и отсчёт лага OЛ1.
2) Прокладывают второй пеленг П2, отмечают время Т2 и отсчёт лага OЛ2.
3) При определении места судна по крюйс пеленгу из точки ориентира проводим линию, параллельную линии пути судна в направлении движения яхты (линия К).
4) Снимаем с карты расстояние Sл между счислимыми точками на моменты первых и вторых наблюдений и откладываем его на линии К. Это же расстояние можно вычислить по формуле, если известна поправка лага (а мы полагаем, что она известна, или равна нулю, иначе как бы счисление вообще вели?): Sл= РОЛ * (1+ΔЛ/100). Получаем точку А.
5) Из точки А проводим линию, параллельную первому пеленгу (линия КП).
6) В пересечении линии КП и второго пеленга получаем место судна. Построения навигационного метода определения места судна по крюйс пеленгу хорошо видны на рисунке.
Навигационные методы определения места судна в море по расстояниям (дистанциям).
Существуют в яхтинге следующие навигационные методы определения места судна по расстояниям: по двум дистанциям, по трём дистанциям, по крюйс-расстоянию.
Здесь нужно отметить, что расстояния в навигации могут быть измерены двумя способами — визуально (с помощью дальномера и по измеренному секстаном вертикальному углу до ориентира, высота которого известна) и с помощью радиолокатора. Говоря честно, дальномер на яхтах не встретишь. Что касается измерения расстояния с помощью секстана, то способом этим в яхтинге сейчас никто не пользуется, потому что сделать это, используя радар, и проще, и надёжнее, и быстрее. Но радар — это всего лишь техника, которая, хоть и достаточно редко, но ломается. А значит, мы должны иметь всегда в резерве старые, дедовские методы. Потому метод определения места судна по расстояниям с помощью секстанта мы здесь разберём, мало ли что, а вдруг, да пригодится.
Нам может быть известна высота предмета, как над уровнем моря, так и от его основания. Вот что известно, то и меряем. То есть либо угол между срезом воды и вершиной, либо между основанием и вершиной ориентира. Рисуем сию хитрость .
Имеем: наше местоположение (точка О), при этом высотой глаза наблюдателя смело пренебрегаем, измеренный секстаном вертикальный угол между срезом воды и высотой ориентира α, высоту ориентира над уровнем моря h. Необходимо найти дистанцию до ориентира D. Используем для решения задачи в навигационном методе определения места судна по расстояниям формулы обыкновенной тригонометрии.
Из рисунка, который, собственно говоря, представляет собой прямоугольный треугольник с вершинами в точках: места яхты — О, вершины ориентира — В, и основания ориентира (не обозначаем, потому что ни к чему), видно: D = h ctg α. Измеряемые для решения этой задачи углы очень малы, и на практике в яхтинге при определении места судна по расстояниям их котангенсы не вычисляют. Просто берут полученный угол и выражают его в радианах. Тогда наша формула примет вид: D = h α(рад.).
Так как у нас известная высота ориентира дана в метрах, то и результат мы получим в метрах. Переведём его в морские мили, разделив на 1852. А наши градусы-минуты (на самом деле — только минуты, тут до градусов дело никогда не доходит), сразу переведём в радианную меру, пользуясь соотношением: tg α = α’ arc 1’ = α’ : 3438 , получим: D =3438h/1852α’=1.86 h/α’
Пример: Известны:
Высота ориентира h = 135 м.
Отсчёт секстана ОС = 0° 12,3′
Инструментальная поправка секстана i + s = +1,2′
Решение:
α = ОС + (i + s) = 0° 12,3′ + 1,2′ = 0° 13,5′
D = 1,86 (135 : 13,5) = 18,6 м. мили.
Необходимо отметить, что этот способ не очень точен, и использовать его в яхтинге, повторяю, нужно только тогда, когда другой возможности определения места судна в море у вас нет.
Но самым надёжным навигационным методом определения места судна по расстояниям до объектов на море является радиолокационный. То есть, мы снимаем дистанции с радара. Однако при описании этого навигационного метода определения места судна в море необходимо остановиться на некоторых особенностях использования локатора в яхтинге. Это очень важно, потому что незнание таких особенностей может привести к неверному, ошибочному измерению, и место яхты будет определено неправильно. А нам это совсем не нужно. Тут всё упирается в технические характеристики самого радара.
Дело в том, что он по-разному «изображает» на своём дисплее разные поверхности, от которых отражается посланный антенной луч. Очень хорошо, чётко, отображаются высокие, обрывистые берега, разнообразные бетонные и металлические конструкции достаточно большого размера. И совсем плохо — песчаные низкие берега, всякие там мангровые заросли и малые, пусть даже металлические объекты, имеющие плавные формы. Вот, в общем-то, и вся хитрость .
А посему, перед тем, как определять в яхтинге расстояние до какого-либо объекта, обозначенного на карте и удобного для навигационного метода определения места судна по расстояниям, необходимо, прежде всего, на эту самую карту внимательно посмотреть, и определить, с каким объектом мы имеем дело, как он будет отражать луч нашего радара. По-умному это называется: какой отражательной способностью обладает объект. А на карте указаны и характер берега, и высота его среза над уровнем моря, и даже, иногда, материал, из которого он изготовлен.
Словом, вся информация есть. Ну и выбираем то, что повыше и потвёрже. Так-то оно надёжнее будет. Особое внимание уделим буям. Они хоть и железные, но в радар не всегда хорошо видны, если не оборудованы так называемым радиолокационным отражателем. Этот отражатель на карте также обозначается специальным символом, и мы всегда стараемся выбирать буи, где таковой символ имеется.
Отметим ещё так называемые точечные ориентиры. К ним относятся те самые буи и маленькие островки. Положение их на карте и местности таково, что при использовании в яхтинге навигационного метода определения места судна по расстояниям вероятность ошибок снижается, за что они так любимы яхтсменами. НО! Всегда помните, что остров-то никуда, по большому счёту, не денется (это надёжный ориентир), а вот буй, по разным причинам, может оказаться и в другом месте (быть переставленным или смещённым со своей позиции в результате сильного шторма или какой-либо аварии). Это уже, во многом, вопрос добросовестной корректуры коллекции карт, но и информация от гидрографических служб всегда приходит на суда с некоторым запозданием. Посему к буям всегда относимся с некоторой долей осторожности и подозрительности. Их нужно надёжно и тщательно опознавать перед использованием.
Теперь о выборе в яхтинге местоположения самих ориентиров. Тут действует похожее правило — дуги окружностей измеренных расстояний должны пересекаться под углом, наиболее близким к 90° при навигационном методе определения места судна в море по двум пеленгам, и наиболее близким к 60° и 120° при определении места судна в море по трём пеленгам. Ну а практически это выглядит, как и при навигационном методе определения места судна по пеленгам, то есть пеленги на выбранные объекты располагаются один относительно другого под тем же углом, под каким должны пересекаться дуги окружностей.
Причина этого правила та же, что и при навигационном методе определения места судна в яхтинге по пеленгам. Чем острее или тупее угол, тем больше зона возможных ошибок (см.статью).
Точно так же важна в яхтинге и последовательность пеленгования. Только теперь сначала измеряются дистанции до ориентиров, находящихся ближе к траверзу, а затем — до ориентиров, находящихся на близких к ДП яхты курсовых углах. Это потому, что расстояния до траверзных ориентиров меняются медленнее, чем до ориентиров, лежащих ближе к ДП.
Вообще, для любых навигационных методов определения места судна в яхтинге всегда действует правило:
В первую очередь измеряются те из значений навигационных параметров (пеленги, дистанции и т.п.), которые, при движении судна, изменяются во времени медленнее. В последнюю очередь — те, которые изменяются быстрее.
Технически метод выполняется просто. Измеряем дистанцию. Затем используем циркуль (не измеритель!). Циркулем снимаем с рамки карты (а этому мы уже научились) полученное расстояние, иглу циркуля утыкаем в наш объект, дистанцию до которого мы измеряли, и, не меняя раствора (то есть — не изменяя положение ножек циркуля друг относительно друга), откладываем дугу окружности в районе предполагаемого места. В пересечении таких дуг расстояний, построенных «из ориентиров» — место нашего судна. Иногда в яхтинге нужно приводить измерения к одному моменту наблюдений. И причины этой необходимости, и методы, описаны в разделе определения места судна в море по пеленгам. Никакой разницы ни в последовательности измерений, ни в самих расчётах.
При навигационном методе определения места судна в море по трём дистанциям также образуются треугольники погрешностей. На практике в яхтинге место полагают в середине такого треугольника, если он невелик. Если же треугольник получается большой, то либо сняты ошибочные отсчёты, либо неверно опознаны ориентиры.
Определение места судна в море по крюйс-расстоянию.
Метод определения места судна в море по крюйс-расстоянию не очень распространён в яхтинге, как и, по правде говоря, все остальные «крюйсы». Тем более, что полученная в результате точка не является, строго говоря, обсервованной. Она является счислимо-обсервованной. Его, теоретически, используют, когда есть возможность измерить расстояние, а вот пеленг — нет. Например, если неисправен компас. (Хотя, в наше время такую ситуацию в яхтинге представить себе нелегко). Но разберём и его.
В навигационном методе определения места судна в море по крюйс-расстоянию измеряют дистанцию до ориентира, а потом, через определённое время, снова дистанцию до этого же ориентира. Соответственно, на каждый момент измерений замечают время T1, Т2 и отсчёт лага OЛ1 и OЛ2. Ну и выполняют построения на карте, а именно:
1) Из ориентира проводят линию, параллельную проложенной на карте линии пути яхты.
2) На полученной линии в направлении пути откладывают расстояние, пройденное яхтой по лагу от момента первых измерений до момента вторых измерений (Sл). Его, как всегда, высчитывают по формуле: Sл = РОЛ = OЛ2 — ОЛ1 . Это, если у лага нет поправки. А если поправка лага есть, то: Sл= РОЛ * (1+ΔЛ/100) . Получают точку В.
3) Из полученной в результате точки на параллельной пути судна линии, отложенной от ориентира (точки В), откладывают расстояние, полученное в результате первых измерений (Д1).
4) Из центра самого ориентира откладывают дистанцию, полученную в результате вторых измерений (Д2).
5) В пересечении Д1 и Д2 получаем счислимо-обсервованное место своего судна.
Для лучшей эффективности этого навигационного метода определения места судна в море следует выбирать промежуток времени между наблюдениями таким, чтобы дуги окружностей (с радиусами Д1 и Д2) пересекались под углом, большим, чем 30°. Ясно, что положение нашего ориентира и точка В должны находиться под углом, большим 30° относительно яхты.
На этом закончим. А в следующей статье рассмотрим навигационные методы определения места судна в море по пеленгу и дистанции.