В специфических условиях морской эксплуатации в яхтинге неприхотливость и надежность систем судового дизеля имеют первостепенное значение. До сих пор эти два важнейших качества тесно связаны с таким понятием, как простота конструкции. То, до какой степени дизельный двигатель позволяет отсечь от себя потенциально проблемные узлы и остаться при этом не просто работоспособным, но и гарантированно надежным в запуске с последующей упрямой работой и несколько хлопотным остановом, наглядно демонстрирует старенький яхтенный дизель.
Судовой дизель с горизонтальным расположением единственного цилиндра уверенно заводится рукояткой даже в легкий мороз: отсутствие фильтра забортной воды, встроенные несменные топливный и масляный фильтры, ни одного электрического элемента. На двигателе, показанном на рисунке ниже (1976 г., не ремонтировался), масло меняется каждый год, 9л топлива в навесном бачке хватает на пару лет.
Современные дизельные двигатели в яхтинге не отстают от темпов технического прогресса – системы судовых дизелей становятся легче, экономичнее, экологичнее, мягче и тише в работе. Все это требует усложнения конструкции: судовой дизель приобретает образ организма, работу которого обеспечивает слаженное взаимодействие систем, каждая из которых отвечает за выполнение своих задач.
«Любое сравнение хромает», но роль этих систем в работе судового дизеля можно сопоставить со значением составляющих компонентов живого организма.
1. Топливная система судового дизеля — желудочно-кишечный тракт. Питание должно быть регулярным и дозированным. Качество пищи определяет и способность работать, и эффективность, и продолжительность, и долговечность самой системы. Вплоть до временного отравления или летального исхода.
2. Масляная система судового дизеля — кровь. Уменьшение необходимого количества масла и ухудшение его качественного состава быстро сделают мотор для начала тяжело больным со всеми вытекающими…
3. Система охлаждения судового дизеля — тепловой баланс. Эффективная работа невозможна без нормальной температуры — аксиома.
4. Система воздухозабора и газовыхлопа судового дизеля — легкие. Свободное дыхание: непридушенный вдох и легкий полный выдох привычны и незаметны до возникновения проблем с этим процессом.
5. Электрооборудование, дистанционное управление, контрольно-измерительные приборы — центральная нервная система. Исправный, в общем-то, судовой дизель может оказаться бесполезным, если нет возможности его запустить и контролировать работу.
Полюбите свой дизель, и он обязательно ответит вам взаимностью.
Топливная система судового дизеля.
Топливная система- самая важная из всех систем судового дизеля, требует внимательного и деликатного отношения — крайне болезненно относится к топливу, смешанному с водой, грязью и даже воздухом.
Дизтопливо через палубную горловину (deck entry, filler cap) (1) заливается в топливные танки (fuel tank) (2). По крайней мере, один топливный танк оборудован датчиком уровня топлива, указатель которого находится на панели приборов. На двигатель топливо подается через запорный вентиль (stopcock) (3) и первичный фильтр-отстойник (water separator/primary filter) (4), отделяющий большую часть отстоя и грязи, затем топливо подкачивающий насос (fuel feed, lift pump) (5) подает топливо на фильтр тонкой очистки (secondary filter) (6). Топливный насос высокого давления — ТНВД (injection pump) (7) отмеряет порции чистого топлива и направляет их в цилиндры через форсунки (injectors) (8). Лишнее топливо возвращается в топливный танк по своей магистрали (fuel leak-off return line) (9). Иногда танк оборудуется углублением с краном слива отстоя (tank drain).
Топливо судового дизеля или что мы заливаем в бак.
Популярная картинка из реальной жизни. Испытанная надежная яхта, беспроблемный судовой дизель, многие годы демонстрирующий свою безотказность в недлинных прибрежных переходах. Двигатель своевременно проходит обслуживание с заменой всех необходимых фильтров. Все замечательно и ничто не предвещало. До того момента, как вдруг не угадали с погодой: задуло, поднялась волна, яхту раскачало и когда, убрав паруса, на «полном газу» она поспешила в порт укрытие, двигатель закашлял и заглох. В самый, как говорят, неподходящий момент: паруса ставить страшно, двигатель упорно не заводится, яхту несет в неизвестном направлении — жизнь уже не так хороша, как раньше, но еще более дорога.
Экипаж средней квалификации обнаружит причину: топливо не подается на судовой дизель, т.к. топливные фильтры забиты грязью. Начинается просветление: отстой — осадок на днище топливного танка, состоящий из воды и грязи, на ровной воде спокойно накапливался долгое время. После хождения под парусами с хорошим креном этот отстой успевал спрятаться до того, как судовой дизель запускался в работу на ровном киле. Теперь внезапная качка взболтала отстой, и он пошел в топливную магистраль, питающую двигатель. И мгновенно заблокировал ее.
Быстрое понимание сути этой проблемы еще не гарантирует, что в ближайшее время она будет устранена и мотор снова порадует своим бодрым и довольным урчанием. И даже если на борту есть светлая голова, золотые руки, инструмент, новые сменные фильтры, время и решимость заняться ремонтом в недобром море — успех зависит от многих других плохо предсказуемых факторов, главные из которых: сохранившаяся емкость стартового аккумулятора и оставшееся количество отстоя в танке. Если в яхтинге первого больше, чем второго — есть шансы на успех. Если наоборот — не каждый захотел бы оказаться в этой компании.
Судовым дизелям требуется чистое топливо, свободное от грязи, воды и воздуха. Любой из этих вредителей может надолго остановить двигатель! Если судовой дизель закапризничал — поиск причины начинайте с топливной системы!
Постоянный рост цен на топливо размывает принципиальность и провоцирует укрепление смиреной готовности заправляться там, «где дешевле». Путь шкипера с канистрой зачастую приводит на задние дворы автохозяйств, сельских кооперативов и рыболовецких артелей. С этого момента начинается лотерея: покупается нечто, о чем будет известно несколько позднее. К чему это приводит в яхтинге было описано выше. Но и заправляя топливом судовой дизель только на заправках не всегда удается избежать подобных проблем. Что поделаешь? Некоторые недобросовестные продавцы превыше всего ценят свою прибыль, даже в ущерб безопасности других участников морского движения. Да и разгильдяйство распространено не только в России. Поэтому надо быть готовым своевременно выявить проблемы с топливом в судовом дизеле и устранить их. Но об обслуживании и ремонте топливной системы судового дизеля в следующей статье.