В предыдущих статьях мы разобрали почему происходят приливы и влияние приливов на яхтинг. Пора переходить к расчетам высоты приливов моря и приливных течений. Но не будем спешить. Прежде всего давайте приведем и прокомментируем основные термины, определения и сокращения, используемые для расчета приливов в море. Причем надо это сделать на английском языке. Так как большинство карт, альманахов и таблиц, с которыми вы, вероятно, будете встречаться, изданы именно на этом,истинно морском, языке.
Определения для расчета приливов в море.
LAT (Lowest Astronomical Tide)-минимальный уровень воды, зарегистрированный за всю историю астрономических наблюдений.
Chart Datum — точка отсчета глубин, указанных на карте. На большинстве карт для определения в качестве нулевой отметки используют LAT.
Charted Depth — расстояние от Chart Datum до дна. Именно эту величину мы видим как значение глубины, нанесенное на карту.
Если на карте видите отметку глубины Charted Depth большую, чем осадка вашего судна плюс необходимый запас (Safety Clearance), можете смело продолжать движение . Вне зависимости от высоты прилива моря мель вам не грозит. Помните, мы же говорили, что отливов в море не бывает, бывают только приливы.
Drying Height -осушаемые высоты. Часть земной поверхности, находящаяся выше, чем Chart Datum, но покрывающаяся водой во время прилива моря!
High Water — высочайшая точка, достигаемая, водой за один прилив моря.
Low Water — низшая точка, достигаемая водой за один прилив моря.
Tidal Range — расчет разницы между значением High Water и последующим значением Low Water.
Duration — интервал времени между High Water и Low Water.
Height of Tide — высота воды над Chart Datum в любой момент времени.
Observed Depth (Sounding) = Height of Tide + Chart Datum — расчет суммы величин Height of Tide и Chart Datum дает нам истинное значение глубины воды в данной точке в данное время. Именно эту величину нам показывает эхолот. Собственно, определение значения этой величины и является одной из важнейших задач при планировании яхтенного перехода.
Spring Tides — сизигийный прилив моря. В это время Tidal Range имеет максимальное значение.
Neap Tides — квадратурный прилив моря. В это время Tidal Range имеет минимальное значение.
MLLW (Mean Lower Low Water) — это среднее значение низкой воды за достаточно длинный срок наблюдений. На американских картах MLLS используется вместо LAT. Разница в величине между ними незначительна.Обратите внимание, что, если вы используете для яхтинга американские таблицы и карты, высота прилива может принимать отрицательное значение. То есть фактическая глубина может оказаться меньше, чем обозначенная на карте (Sounding/Charted Depth/Sounded Depth). С английскими картами этого не бывает.
HAT (Highest Astronomical Tide) — максимальный уровень воды, зарегистрированный за всю историю астрономических наблюдений. Очень важная величина! От этого уровня измеряется высота мостов, линий, электропередачи и других надводных препятствий.Если на карте видите высоту моста большую, чем высота вашей мачты, плюс необходимый запас (Safety Clearance), то вне зависимости от высоты прилива моря смело вперед (рис. 14)!
В связи с тем, что орбиты Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли не круговые, а эллиптические и их влияние на величину приливов в течение года меняется, соответственно, меняются и величины сизигийных и квадратурных приливов.
В работе нам понадобятся их средние значения:
МН WS (Mean High Water Springs) — средняя высокая вода в сизигию.
MLWS (Mean Low Water Springs) — средняя низкая вода в сизигию.
MHWN (Mean High Water Neaps) — средняя высокая вода в квадратуру.
MLWN (Mean Low Water Neaps) — средняя низкая вода в квадратуру.
Соотношения их величин показаны на рисунке.
Теперь давайте на одном рисунке отобразим все эти замечательные аббревиатуры и определения. Это позволит убедится, что не так это сложно и запутанно, как казалось раньше.
На картах около линий электропередачи могут встречаться две разные отметки высоты. Черным цветом обозначена высота подвеса токонесущих кабелей, а маджентой — безопасная высота, обеспечивающая защиту от поражения электрическим током.
Как определить высоту прилива в заданной точке в заданное время.
Существует множество способов определить высоту прилива в заданной точке в заданное время, не прикладывая усилий и не имея профессиональных знаний. Электронные помощники дадут вам быстрый и, как правило, достаточно точный ответ. Еще недавно для этого требовались компьютеры и дорогие программы. Сегодня им на смену в яхтинг приходят карманные гаджеты с загруженными дешевыми приложениями. Вероятно, лидером здесь становится Navionics, доступный для большинства планшетов и смартфонов.
В данной серии статей мы не будем сравнивать между собой разные программы и рассказывать, как ими пользоваться: интерфейсы у всех интуитивно понятные и вполне дружественные.Но несмотря на сказанное, настоятельно рекомендуем разобраться, как решали эту задачу люди, пока у них не было компьютеров.
Для этого есть три веские причины:
- вполне вероятны различные аварийные ситуации, когда на борту не будет электричества или смартфон потеряется либо промокнет;
- умение решать эту задачу изменит ваши отношения с морем. Вы будете лучше его понимать, а это залог вашей безопасности;
- в настоящее время все еще существуют ошибки, допускаемые Navionics. Например, во время яхтинга по Гебридским островам было зафиксировано, что в проливе между островом Скай и Шотландией Navionics показывал скорость течения около одного узла, в то время как атлас REEDS NAUICAL ALMANAC предсказывал до 8 узлов! И прав был REEDS. Согласитесь, ошибка существенная. И подозреваю не единственная.
Но это все вступление, и пора переходить к практической части определения высоты прилива в заданной точке в заданное время. А вот об этом в следующей статье.
Небольшая техническая опечатка в формуле для получения истинной глубины, я бы сказал, что надо бы так: height of tide+charted depth, а не chart datum, так как всё же depth видно на карте, а вот chart datum просто указывается как допустим Lowest Astronomical Tide level. Поэтому текущая формулировка не совсем корректна.