В предыдущей статье мы рассмотрели системы судовых дизелей и более подробно остановились на топливной системе. Выяснили насколько важно в яхтинге для судового дизеля чистое топливо. Но даже заправляя топливо на заправках нельзя быть уверенным, что оно не будет причинной остановки дизеля. Поэтому в яхтинге всегда надо быть готовым к ремонту судового дизеля в море. Понятно, что капиталить судовой дизель я не призываю. Да это и невозможно без необходимых навыков и оборудования. Но знать и уметь прочистить топливную систему от загрязнения, определить проблемы на ранней стадии заболевания необходимо. От этого напрямую зависит безопасность яхтинга. Об этом сейчас и поговорим.
Угрожающие симптомы болезни:
Судовой дизель нормально работает на низких оборотах, но не развивает полные обороты. В конечном счете, отказывается даже заводиться. Топливо не вытекает через отверстие выпуска воздуха, открытое на крышке фильтра тонкой очистки. Признаки загрязнения топлива можно обнаружить в прозрачной пластиковой сфере первичного фильтра. Но выход из танка может оказаться заблокированным без любых признаков в сфере фильтра.
Причины и следствия загрязнения топлива:
1. Вода. Негерметичность крышек резервуаров заправщика и палубных горловин на яхте, конденсат.
Раковины на днище стального танка вплоть до сквозных отверстий. Ржавчина может блокировать выход танка или фильтра, вызывая топливное голодание двигателя. Коррозия сварных швов нержавеющих стальных танков, может создать утечки. Топливная аппаратура коррозирует и разрушается несжимаемыми каплями воды. Бактерии размножаются в слое смешения воды и топлива.
2. Грязь. Плохое содержание оборудования заправки.
Блокировка трубопроводов и фильтров. Повреждение насосов впрыска и самих форсунок.
3. Бактерии. Морские водоросли и грибковые споры могут попасть в открытое топливо еще до заправки.
Водоросли и грибок создают отстой в танке, который быстро блокирует топливную систему. Этот отстой может стать кислотным, причиняя коррозию всех компонентов топливной системы.
Меры предосторожности:
- Заправляйтесь топливом только в проверенных местах.
- Используйте специальную воронку Smart Tech Funnel, которая собирает воду и грязь при заполнении танков. Фильтрация топлива замедлит процесс заправки, может не нравиться продавцу, но нужно находить разумный компромисс.
- Конструкции некоторых лодок допускают присутствие воды на палубе в районе заливной топливной горловины. Через дефектную прокладку дождевая и морская вода попадает в топливный танк. Идеально, когда заливная горловина находится под дополнительной герметичной крышкой и прокладки осматриваются на каждой заправке. Запасные прокладки должны быть в наличии раньше, чем в них возникнет реальная необходимость.
- Первичный фильтр может иметь пластиковую сферу для контроля чистоты топлива, выходящего из танка.
- Топливные танки должны чиститься каждые пять лет. Это не просто на многих современных лодках, где они труднодоступны и не имеют углублений для сбора и удаления отстоя.
- Топливные танки, в которых появилась ржавчина, должны быть заменены на новые.
- При невозможности доступа к танку, вода в нем может быть обнаружена при помощи спецсредств.
Ремонт судового двигателя. Лечение терапевтическое.
A. Кондиционеры топлива.
Красный дизель (распространенное название морского дизтоплива), в отличие от автомобильного, практически не сдержит добавок, которые способствуют улучшению процесса сгорания, смазки частей топливной аппаратуры и уменьшению коррозии. Флаконы с разного рода составами для улучшения свойств дизтоплива можно всегда найти на полках магазинов яхтенного оборудования.
B. Ликвидаторы воды.
Действие добавок, очищающих топливо от воды, основано на том, что они разлагают воду на частицы микроскопического размера, чтобы вывести их вместе с топливом через камеру сгорания. Однако, яхтенные дизели, в отличие от автомобильных, работают с большими перерывами, во время которых влага, даже сильно растворенная в топливе, провоцирует коррозию топливной аппаратуры. Поэтому применение таких средств не так эффективно, как прямой слив отстоя, чистка танков и замена топлива.
C. Биоциды.
Биоциды убивают бактериальные организмы и это доказано. Но применять их нужно не для профилактики, а только в случае обнаружения и уничтожения бактерий.
D. Другие добавки.
Soltron удаляет отстой (но не грязь) из танка и конвертирует его назад в топливо, убивая более чем 99% бактерий. Как фермент, он может благополучно использоваться при каждой дозаправке. Повторное использование гарантирует, что вообще все бактерии будут убиты.
Ремонт судового дизеля. Лечение хирургическое.
Лекарства не помогут – нужно делать операцию.
Чистка топливного танка.
■ Если доступ к танку затруднен или он не имеет инспекционного люка на верхней крышке — дренажный шланг вводится прямо в заливную горловину: часто единственный вариант ремонта судового дизеля.
■ Уже лучше, если получится вынуть датчик уровня топлива. Самое результативное — снять крышку со всеми патрубками: некоторые из них могут быть забиты изнутри.
■ Дренажный шланг, подсоединенный к сборному насосу, крепят на планке или жесткой проволоке, чтобы дотянуться до всех дальних углов топливного танка. Вакуумный насос более эффективен.
■ Максимально тщательно из танка удаляется все, что может забрать насос. Прочищаются все трубопроводы, включая вентиляцию танка.
■ После чистки танка при ремонте судового дизеля необходимо промыть всю топливную магистраль, где были обнаружены следы грязи и еще раз поменять фильтры.
■ В ходе сборки системы рекомендуется заменить все прокладки и тщательно затянуть соединения перед заполнением системы топливом. Заключительный этап работы — выпуск воздуха из топливной системы.
Ясно , что в открытом море чистить танки не стоит. Максимум , что можно сделать это прочистить топливную систему, заменить фильтры и направляться к ближайшему порту. Где уже и совершить полную прочистку топливной системы. Топливная система не единственна, которая влияет на работу судового двигателя. Но об охлаждении судового дизеля и его электрооборудовании поговорим в следующей статье.