В предыдущей статье мы рассмотрели теплый фронт циклона. Сейчас обратим внимание на холодный фронт. Разберем особенности и внешние проявления, позволяющие в яхтинге приготовиться к его приближению. Холодными называются участки основного фронта, перемещающиеся в сторону относительно теплой воздушной массы. За холодным фронтом перемещается холодная воздушная масса. Если воздушный поток направлен от холодной воздушной массы к более теплой, то такой фронт называется холодным. Отставание нижних слоев воздуха от верхних под влиянием трения о земную поверхность приводит к тому, что верхние слои обрушиваются вниз и приобретают форму катящегося вала. Вытесняемый прямо вверх теплый воздух быстро поднимается и образует гряду темных туч — кучево-дождевых облаков. В зависимости от скорости перемещения воздуха различают холодные фронты первого рода (скорость передвижения невелика) и второго рода.
Структура холодного фронта.
Структура холодного фронта различается в зависимости от того, быстро или медленно он движется. По этой причине различают:
— холодный фронт первого рода — медленно движущийся, у которого облачность и осадки располагаются в основном за линией фронта, что осложняет в яхтинге обнаружение его приближения;
— холодный фронт второго рода — быстро движущийся, у которого облачность и осадки расположены в основном перед линией фронта.
Холодный фронт второго рода наблюдаются в центральной части циклона, а первого рода — на его периферии.
Холодный фронт первого рода.
При холодном фронте первого рода происходит вытеснение масс теплого воздуха вторгающимся под него клином холодного воздуха. Здесь характер облачности представляет собой зеркальное изображение облачности теплого фронта. Непосредственно перед линией холодного атмосферного фронта возникает кучево-дождевые облака (СЬ), из которых выпадают ливневые осадки, сопровождаемые грозами. Ширина зоны ливневой облачности — несколько десятков километров.
Облачная система Мз—Аз с обложными осадками располагается за линией холодного фронта. Ширина зоны облачности, ее мощность и, соответственно, ширина зоны осадков примерно вдвое меньше, чем у теплого. Таким образом, в отличие от теплого система облачности холодного фронта первого рода не позволяет яхтсменам заранее по облакам обнаружить его приближение.
Холодный фронт второго рода.
Холодный фронт второго рода отличается тем, что быстрое перемещение вала воздуха вызывает перед линией фронта бурный подъем оттесняемого теплого воздуха, а нисходящие движения воздушных потоков препятствуют распространению облачной системы непосредственно за линией фронта. Возникающая облачная система представляет собой в основном вал мощных облаков СЬ. При их растекании в небольшом количестве могут образоваться Сс, Ас и Sс, а под ними, в зоне выпадающих ливневых осадков, обычно наблюдаются разорванные кучевые плохой погоды. На высотах 4-5 км восходящий поток адиабатически охлажденного влажного воздуха встречается с нисходящим потоком адиабатически нагретого сухого воздуха. В результате образуется верхний вторичный фронт, под которым вал облаков СЬ вытягивается вперед. Передний его край, имеющий характер Аз, может постепенно разделиться на гряды чечевицеобразных облаков Ас. Эти облака выносятся вперед на 200 — 300 км и их обнаружение является надежным предупреждением в яхтинге о приближении холодного фронта второго рода.
Позади линии холодного атмосферного фронта в массе воздуха наблюдаются нисходящие движения воздуха, особенно значительные в передней части клина воздуха. Поэтому внутримассовые облака здесь не возникают. Вскоре после прохождения линии холодного фронта наступает быстрое прояснение, вплоть до полного; лишь через несколько часов, когда нисходящие движения затухнут и фронтальная поверхность достаточно приподнимется, могут появиться свойственные неустойчивой массе конвективные облака и ливневые осадки.
Ливневые осадки при прохождении холодного фронта второго рода непродолжительны (от нескольких минут до 1 ч), поскольку ширина зоны осадков небольшая, а скорость перемещения значительная. В вале кучево-дождевых облаков иногда встречаются разрывы или менее развитая облачность нижнего и среднего ярусов. На отдельных участках развивается грозовая деятельность, которая, затухнув на одних участках, может появиться на соседних.
Направление ветра при прохождении холодных фронтов обоих родов изменяется так же, как и в случае теплого , но поворот вправо (в северном полушарии) в момент прохождения — более значительный и резкий. Одновременно резко усиливается скорость ветра.
При приближении холодного фронта наблюдается непродолжительное, обычно слабое, но постепенно ускоряющееся падение давления. Тотчас по прохождении начинается рост давления, обусловленный заменой теплого воздуха холодным.
Температура воздуха после прохождения линии холодного фронта понижается. Скачок температуры зависит от характера сменяющихся масс.
Холодным фронтам обоих родов свойственны предфронтальные шквалы, особенно опасные явления для яхтинга. Для воздуха за холодным фронтом характерно нисходящее движение, которое становится особенно интенсивным в передней части клина, где благодаря трению создается крутой наклон фронтальной поверхности. Воздух, обрушиваясь вниз, как бы перекатывается вперед, подобно гусеницам танка, причем скорость его продвижения во всех случаях оказывается больше, чем соответствующая составляющая скорости теплого воздуха в нижних слоях. Обрушивание холодного воздуха приводит к вытеснению вверх теплого воздуха и к возникновению вихря с горизонтальной осью; с этим вихрем и связаны явления фронтальных шквалов.
Особенно интенсивное нисходящее движение имеет место в голове холодного воздуха. Опускающийся с высоты нескольких километров, этот воздух адиабатически нагревается, и благодаря этому скачок температуры сглаживается. В некоторых случаях внутри холодного клина возникает вторичный холодный фронт, отделяющий нагревшийся воздух «головы» от воздуха, лежащего дальше и не захваченного в такой степени нисходящим движением.
Этот второй холодный фронт идет на расстоянии нескольких километров за размывшимся основным. При его прохождении наблюдается скачок температуры, ветры и шквалы, но облачной системы он не имеет. Это явление называют раздвоением холодного фронта. Яхтсмены должны об этом постоянно помнить и не расслабляться после прохождения холодного фронта. Шквалы без видимой облачной системы могут доставить много проблем в яхтинге. Как говориться, он подкрался незаметно.
В барических ложбинах в тылу циклона обычно формируются вторичные холодные фронты. Они имеют систему облаков, сходную с системой облаков холодного фронта второго рода, однако вертикальная протяженность облаков в них меньше протяженности облаков основных фронтов. В отдельных случаях может быть несколько ложбин и вторичных фронтов.
Малоподвижными (стационарными) называются участки основного фронта, не претерпевающие существенного перемещения.
В циклоне холодный фронт перемещается несколько быстрее теплого. С течением времени происходит их сближение, а затем и слияние, начинающееся близ центра циклона. Такой фронт, образовавшийся в результате слияния холодного и теплого, называется фронтом окклюзии (сомкнутым). Но об этом в следующей статье.