Есть десятки различных типов облаков, и можно потратить долгие часы на их изучение . Однако с точки зрения прогнозирования погоды в море, не каждое облако имеет одинаковый приоритет для яхтинга. Несколько конкретных типов облаков имеют более существенное значение для бортового прогнозирования. Мы будем обсуждать два наиболее значимых для моряков : Перистые (Cirrus) и Кучевые (Cumulus)
Мы уже рассматривали , как современные технологии помогают при прогнозе погоды в море (см.статью : Прогноз погоды в море с помощью электроники ) . Но каждый яхтсмен знает , что полагаться при яхтинге только на электронику не стоит. Зачастую от простого наблюдения за облаками гораздо больше пользы , чем от любых навороченных гаджетов. И в конечном счете , это может спасти Вам и Вашему экипажу жизнь. И так . Ниже краткое описание отличительных особенностей облаков , которые необходимо знать каждому моряку, увлекающемуся яхтингом.
Прогноз погоды в море по перистым облакам.
В сочетании с другими , перистые облака часто предвещают приближение грозовых центров и центров высокого давления.
Перистые облака, как правило, не оказывают непосредственного влияния на направление и скорость приземного ветра, но имеют большое значение для прогноза погоды в море. Они являются индикаторами дальнего действия, в отличие от конвективных кучевых облаков, и подразумевают скорое изменение условий. Перистые облака часто расположены на некотором расстоянии от холодного или теплого фронта. Время, необходимое фронту, чтобы добраться до Вас будет зависеть от его скорости и направления . Эти факторы в яхтинге могут быть определены с помощью спутниковых снимков.
Если фронт движется в направлении позиции Вашей яхты, перистые облака на большой высоте могут означать, что фронт будет рядом с Вами в течение дня или меньше. При движении фронта параллельно Вашей позиции, он может и не дойти до Вас , несмотря на то, что вы видите на большой высоте перистые облака. Поэтому при яхтинге важно для прогноза погоды в море определить направление движения облаков и соотнести его с движением яхты.
Ниже приведены несколько снимков перистых облаков.
Перистые облака находятся на большой высоте. Из-за низкой температуры, они состоят из кристаллов льда и намного ярче и светлее, чем расположенные ниже, из-за более высокой отражательной способности этих кристаллов. На взгляд они кажутся твердыми и четко определенными, опять же из-за льда в их составе.Перистые облака обычно не имеют тени.
Эти облака сами по себе, как правило, ассоциируются с хорошей погодой. Тем не менее, если они сопровождают последовательность нижних и более толстых облаков, это часто является предвестником дождя или снега с приближением теплого фронта. С момента ,когда Вы увидели перистые облака до изменения погоды может пройти от 12 до 24 часов.
При прогнозе погоды в море наблюдайте за движением облаков.Перистые облака указывают направление ветра верхней атмосферы . Перед тем, как начать рифление паруса, необходимо определить , куда облака перемещаются и откуда приходят. Наблюдение за движением перистых облаков может дать Вам подсказки о скорости и направлении ветра в верхних слоях атмосферы.
Как и в случае любого другого объекта, с которым Вы встречаетесь во время яхтинга, можно взять пеленг на облака. Если он меняется , то можно предположить , что облачность пройдет либо перед Вами , либо за кормой. Если пеленг не меняется , Ваши с облаком пути пересекутся. Но нужно иметь в виду, что разные облака могут двигаться с разной скоростью и в разных направлениях, что несколько затрудняет прогноз погоды в море.
Перистые облака настолько высоки , что можно обнаружить перемещение только тех , которые двигаются с большой скоростью. Чтобы увидеть их движение скорость должна быть , по меньшей мере от 80 до 100 узлов, . Если Вы можете видеть их перемещение, это хороший признак , значит устойчивая система имеет прогнозируемое направление.
Также обратите внимание на форму облака. Облака с «хвостами кобылы» или с оборванными образованиями будут свидетельствовать о наличии
сильных ветров.Убедитесь, что смотрите на движение облаков, а не их ориентацию. Перистые облака могут иметь полосы перпендикулярно потоку ветра.Если группа таких облаков движется в Вашем направлении, Вы, вероятно, на пути шторма.
Для прогноза погоды в море используйте записи в судовом журнале , чтобы отслеживать направление движения облаков, а также барометрического давления и изменения направления ветра.
Но имейте в виду, что движение воздушных потоков в верхних слоях атмосферы хоть и помогают определить особенности изменения погоды в море, они не всегда являются в яхтинге верными предвестниками этих изменений. Лучше сравнить свои наблюдения с погодной картой.
Определение направления движения ветра по форме облаков.
Можно ли указать, направление движения верхней массы атмосферного воздуха, глядя на форму перистых облаков?
В какой-то степени можно. Ветер проходя через облака создает рябь или волны подобно тому, как создает волны на воде в море или на песке в пустыне. Направление ветра перпендикулярно к этим волнам. На кучевых и плотных перистых облаках заметны эти волны.
В других случаях , в облаках выдуваются полосы или улицы, которые параллельны направлению ветра.
Определение направления ветра при прогнозе погоды в море от хвоста перистых облаков немного сложнее. «Хвост кобылы» возникает, когда кристаллы льда перистых облаков опускаются на более низкий уровень , с более низкой скоростью ветра. Ветер дует в направлении головы облака.
Определение приближения теплого фронта при прогнозе погоды.
Перистые облака могут предсказать приход теплого фронта, связанного с низким давлением.
Приближающийся теплый фронт имеет чёткую последовательность событий:
- Перистые облака в ясном небе.
- Кольцо или гало вокруг Солнца , указывающее на слой перисто-слоистых облаков.
- Уплотнение перистых в более плотные перисто-кучевые облака.
- Внешний вид нижних облаков — слоистый.
- Слоистые становятся слоисто-дождевыми и начинается дождь. Дождь устойчив.
- Продолжение дождя до прихода теплого фронта.
Эта последовательность будет происходить в течении 12- 24 часов с момента первого появления перистых облаков. Но все это конечно зависит от того, как фронт движется относительно Вашей собственной позиции. Если фронт движется параллельно Вашему положению, он не дойдет до Вас.
Начало дождя отмечает приблизительную точку на полпути между появлением первых перистых облаков и приходом теплого фронта, что позволяет более точно прогнозировать погоду в море во время яхтинга .
Барометр будет неуклонно падать на протяжении всего этого процесса. При подходе теплого фронта ветер становиться порывистым , стоит зарифить паруса при яхтинге.
Определение приближения холодного фронта при прогнозе погоды в море.
Холодный фронт обычно следует за теплым. Перистые облака также могут предшествовать холодному фронту. Но облака, которые неизбежно указывают на приход холодного фронта это кучево-дождевые . Их обсудим ниже.Теплый сектор между теплым фронтом и холодным фронтом, как правило, состоит из пятен слоистых облаков. В теплом секторе обычно проходят легкие, рассеянные ливни с постоянным ветром и барометрическим давлением, яхтинг достаточно комфортный.
Определение приближения фронта окклюзии при прогнозе погоды в море.
Фронт окклюзии выглядит очень похожим на стационарный фронт, за исключением того, что стационарный фронт не имеет практически никакого движения между воздушными массами.
В фронте окклюзии холодный фронт напирает на теплый . Масса холодного воздуха выдавливает теплый воздух вверх. Обычно там очень неустойчивая погода. Дождь различной интенсивности, но относительно спокойные ветра.
Наблюдая за облаками для прогноза погоды в море , неплохо анализировать еще и спутниковые снимки погоды. Используя их вместе, вы можете получить лучшее понимание того, что должно произойти во время яхтинга. Обратите внимание, что перистые облака относительно тонкие и плохо отображаются на спутниковых изображениях.
Прогноз погоды в море по кучевым облакам.
Кучевые облака выглядят как маленькие ватные тампоны. Они могут быть связаны с пассатами или появляться на небе после прохождения холодного фронта. Кучевые облака подразумевают нестабильную массу воздуха -теплый воздух, поднимается и смешивается с более холодным воздухом . Эти облака могут развиваться в кучево-дождевые или грозовые . Большие кучевые облака являются самым важным типом облаков для прогноза погоды в море, потому что могут привести к «сдвигу» ветра , внезапным шквалам и требуют предельного уважения при яхтинге. Шквалы трудно прогнозировать, они редко определены на картах погоды. И соответственно идентификация этих облаков имеет решающее значение в яхтинге.
Все кучевые облака подразумевают неустойчивый воздух. Это отличает их от слоистых облаков , которые предполагают стабильное движение воздуха.
Примеры кучевых облаков:
Пример кучево-дождевых облаков:
Определение приближения холодного фронта или шквала в яхтинге.
Кучево-дождевые облака могут быть связаны с приближающимся холодным фронтом. Прогноз погоды в море , который указывает на приближение холодного фронта вынуждает Вас следить за поведением кучево-дождевых облаков. Если Вы идете под парусом, проверьте спутниковые и радиолокационные изображения , карты анализа поверхности, чтобы определить будет ли находиться в Вашем районе холодный фронт или область низкого давления . Используя их вместе для прогноза погоды, Вы получите более глубокое понимание того, что должно произойти в море при яхтинге.
Спутниковые и радиолокационные изображения помогут выяснить, ассоциируются ли кучево-дождевые облака с холодным фронтом или независимы от него.
Это инфракрасное изображение со спутника. Точка «A» идентифицирует холодный фронт и высокие, холодные облака, связанные с ним.
Точка «B» показывает линии шквала . Обе из них подразумевают порывистый ветер, опасные погодные условия и сложный яхтинг.
Кучево-дождевые облака, связанные с приближением холодного фронта появляются вдоль его границы .
Наблюдение за формой кучевых облаков при прогнозе погоды в море.
Визуальные признаки того, что кучевое облако развивается в угрожающие кучево-дождевые облака включают в себя:
- Большое вертикальное развитие
- Маленькое расстояние от уровня моря до основания облака
- Цвет (чем темнее, тем более угрожающее)
По мере того как облако становится ближе, вы можете увидеть, что оно вздымается. Выглядит это, как «кипение». Подобное действие подразумевает, что облако активно растет — теплый, влажный воздух поднимается, охлаждается и конденсируется. В конце концов, охлажденный воздух начнет снижаться, создавая порывы в нижней части облака.
При прогнозе погоды в море посмотрите внимательно на вертикальный размер облака. Если вертикальная высота облака становится больше расстояния между уровнем моря и его нижней частью, то это указывает , что кучевые облака преобразуются в кучево-дождевые .
Посмотрите на верхнюю часть облака. Иногда высокое кучево-дождевое облако будет иметь плоскую, как наковальня , вершину. Если облако очень высокое, а вершина плоская, следует ожидать порывистые нисходящие ветра , опасные для парусного яхтинга. Плоская вершина показывает, что сверху дует сильный ветер , создавая повышенное движение в верхней части облака.Это увеличивает скорость охлаждения воздуха, который внезапно опускается и создает порывы ветра в нижней части .
При прогнозе погоды в море определите, является облако вертикальным или наклонным.Иногда, наклонная природа облака подразумевает, что существует конвективный поток внутри него , а перемещение и охлаждение воздуха у верхней границы облака происходит в ускоренном темпе. Если линия облаков неравномерно наклонена , то, вероятно есть хорошая конвекция внутри них, вызывающая ветер внизу.
Рассмотрите вызывает ли облако дождь.Может ли быть корреляция между дождем и ветром в кучево-дождевых облаках. Сильные ветры и сильные дожди часто приходят вместе. Обратите внимание на просветы под облаком, там может быть дождь . Убедитесь, что полосы являются дождем , а не просто полосками света, проходящими через облако.Определите наклон полос. Чем больше , тем сильнее ветер.
Дождь под облаком не всегда подразумевает ветер. Проверьте как облако движется. Иногда, наклон вызывается верхними потоками воздуха, толкающими облако. Но если косой дождь имеет несколько различных направлений ,то это означает , что облако создало свою собственную циркуляцию высоких и низких областей давления под ним , а также зоны штилей и порывов ветра.
О существовании ветра при яхтинге также можно судить по цвету поверхности воды. Если он темнее , чем в других близлежащих районах значит там есть ветер. Но имейте в виду , что темнота может быть просто тенью от тучи . Поэтому обратите внимание на положение солнца по отношению к облаку.
По мере того как облако становится ближе можно увидеть барашки на поверхности воды. Их наличие является доказательством того, что будет усиление ветра. К этому моменту, однако, вы должны быть готовы , если были внимательны и обращали внимание на указанные выше признаки и правильно составили прогноз погоды в море.
План вашего подхода к облаку при парусном яхтинге.
В зависимости от ситуации при парусном яхтинге , иногда лучше изменить курс яхты, чтобы оптимизировать встречу с облаком.
С обоих центров высокого и низкого давления под облаком, худшее положение для моряка находится непосредственно под ним , здесь может быть смесь порывистого, переменчивого и спокойного ветров. Если есть конвекция, будет порывистый с изменением направления ветер. Иногда там будут совершенно спокойные пятна, а иногда повороты ветра на 180 градусов. Как правило, лучше избежать пути непосредственно под облаком.
В большинстве случаев, такие облака будут иметь больше ветра перед ними, чем за ними. Если вы участвуете в гонке, можете воспользоваться увеличением ветра, но это требует определенной степени осторожности и взвешенности. Это не должно быть легким решением. Обычно, путь позади облака является самым безопасным вариантом. Там намного меньше шансов быть захваченным хаосом под облаком ,и ветер, как правило, ниже, что снижает риск повреждения парусной яхты.
В тех случаях, когда избежать облако не удается, необходимо высматривать свет сквозь дождь с другой его стороны . Так Вы можете определить тонкое место в облаке, и направление к этой области сведет Ваше время под облаком к минимуму.
Для судов, оснащенных радаром, можно «видеть» сквозь дождь и найти самый быстрый маршрут на другую сторону. Помните только, что при прогнозе погоды в море радар на яхтах ничего не говорит Вам о ветре. Там он может быть порывистым, даже в районах с относительно небольшим количеством осадков.
В этой статье мы рассмотрели только самые общие признаки и закономерности при прогнозе погоды в море во время яхтинга. Но предсказание погоды гораздо более сложная штука. И разобраться в этом поможет настоящий ресурс. Здесь можно найти подробные и интересные статьи , как об общих механизмах погодообразования , так и о прогнозе погоды в море по местным признакам, что в конечном итоге облегчит Вам яхтинг. Вся эта информация находится в категории : Погода.