В отличие от фронтальной северной депрессии тропический циклон живет в поясе торговых ветров (от 7 до 23° широты), весьма популярных в яхтинге. Причиной зарождения тропического циклона служит не встречное движение однородных масс, а локальная мини-депрессия, случайно возникшая из-за нагрева поверхности земли. Атлантические тропические циклоны (ураганы), например, зарождаются над Африкой. Далее торговые ветра «засеивают» этой мини-депрессией питательную среду поверхности теплого океана.Теплый воздух, нагретый от воды, устремляется к зоне пониженного давления и выбрасывается в верхние слои атмосферы, подтягивая все новые порции влажного теплого воздуха с поверхности океана. За счет расширения при подъеме происходит охлаждение воздушных масс, сопровождающееся интенсивными процессами конденсации. Падающая сверху вода формирует стены гигантской «печной трубы», засасывающей и выбрасывающей наверх все новые порции воздуха. Процесс становится самодостаточным, и новорожденный тропический циклон отправляется в путь. Путешествует ураган с комфортом в западном — западно-северо-западном направлении. Скорость продвижения тропического циклона, как и у фронтальной депрессии, составит 15-25 узлов. В отличие от фронтальной депрессии у тропического циклона отсутствует теплый сектор и нет фронтов. Не тратя сил на междоусобицу, этот «малыш» обладает несоизмеримо большей мощью, чем его хилый северный родственник. Можно сказать, что тот яхтсмен, кто стал близким свидетелем этого явления, вряд ли сможет поделиться своими впечатлениями с оставшимися в живых!
Хорошая новость состоит в том, что этот монстр достаточно требователен к условиям своего обитания. Для нормального самочувствия и здоровья урагану необходимо хорошее питание и тренировки. Кормится тропический циклон тепловой энергией океанской воды. В качестве тренажера выступает все та же сила Кориолиса. Поверхность океана должна быть нагрета как минимум до 29°, иначе тропический циклон умрет молодым от голода. На экваторе для него море пищи — вода здесь горяча круглый год, но нехватка там регулярных тренировок (сила Кориолиса практически отсутствует) приводит к физической деградации и дряхлению урагана. Можно с уверенностью сказать, что приемлемыми условиями для развития тропического циклона являются широты от 7 до 23° в летние месяцы, когда поверхность воды максимально прогрета. К счастью для яхтсменов, этими широтами и сезоном влияние урагана и ограничивается. Таким образом, самой простой тактикой выживания в яхтинге будет не выходить в море в широтах торговых ветров в эти месяцы. Яхтсменам, кому не достало мудрости последовать этому простому совету, посвящается дальнейшее описание.
Диагностика приближения тропического циклона (урагана).
Многочисленные радары и станции спутникового слежения шпионят за ураганами с момента зарождения до их крушения о подветренный берег. Береговые станции наверняка предупредят вас о приближении тропического циклона, если вы находитесь в зоне их досягаемости и слушаете радио. Однако в яхтинге и с помощью персональных наблюдений за погодой можно достоверно распознать приближение урагана:
Диагностика по облакам: как и в случае с фронтальной депрессией, теплый воздух, выброшенный тропическим циклоном в верхние слои атмосферы, растекается, расширяясь наверху. По границе урагана происходят процессы конденсации. Самые верхние легкие перистые облака отходят от центра депрессии на несколько сотен миль Если на восточной части небосклона появились перистые облака, то это может означать что расстояние до эпицентра тропического циклона около 200 миль и у вас есть около 10 часов, чтобы приготовиться к встрече урагана.
Диагностика по давлению (Diurnal Variation — суточный ход давления): нормальная картина давления в тропических широтах чрезвычайно стабильна. Как правило, давление совершает характерные дневные колебания на 1-2 миллибара дважды в течение суток вокруг среднего значения 1012-1014 миллибар. Минимальное давление наблюдается в полдень и в полночь, а максимальное — в 6 утра и 6 вечера. Если после прохождения полуночи или полудня давление не начинает расти, какие-то веские причины должны стоять за этим! Вполне возможно, что это Оно! Внимательно посмотрите на наличие остальных признаков.
Диагностика по ветру: типичный ветер в пассатной зоне дует с северо-востока и имеет силу 15-25 узлов. По мере приближения тропического циклона ветер должен усилиться. Внимательно отнеситесь к изменению направления ветра.
Зыбь: волна распространяется по поверхности океана с огромной скоростью (сотни узлов). Поэтому волновая зыбь, идущая из эпицентра событий, далеко опережает тропический циклон. На обычную ветровую волну, идущую с северо-востока, начинает накладываться непонятно откуда возникшая волна с юго-восточного направления. Высота зыби сравнима с высотой ветровой волны, но длина зыби в два раза больше.
Типичный трек, вертекс, опасный и безопасный сектора тропического циклона (урагана) .
На рисунке изображен типичный трек тропического циклона. В любой момент двигающийся на запад ураган может без каких-либо предупреждений и объяснений совершить разворот (вертекс) и, взяв курс на северо-восток, покинуть зону торговых ветров, обрекая себя на голодную смерть над поверхностью холодной воды. (В некоторых случаях тропический циклон может уйти достаточно далеко на север, подпитываясь энергией тепла Гольфстрима, который является продолжением экваториального теплого течения.) Если ураган не покончил жизнь самоубийством (то есть вертексом), то он продолжает свой путь на запад-северо-запад и в конце концов врезается в сушу, выплескивая всю накопленную за путешествие энергию на подвернувшиеся строения и деревья. Северная половина тропического циклона называется опасной, потому что в этом секторе к скорости циркуляции добавляется скорость продвижения самого тропического циклона. Скорость ветра в этом секторе не бывает ниже 60 узлов (если ниже, это уже не ураган). Самый опасный сектор — это западная четверть опасной половины. Находящееся в этой четверти яхта стремительно засасывается в око тропического циклона. К тому же, если вы находитесь в северной половине, есть вероятность, что ураган может навестить вас еще разок после вертекса. Так сказать, контрольный заход.
Южная половина тропического циклона называется условно безопасной в яхтинге. Скорость ветра здесь меньше, чем в опасной половине, да и направление ветра позволяет удрать от центра урагана на попутных ветрах.
В каком секторе тропического циклона (урагана) мы окажемся?
Если, судя по всем признакам, мы видим приближение тропического циклона, для выработки тактики выживания нужно оценить, в какой сектор урагана мы попадаем.
Направление на центр тропического циклона можно оценить, пользуясь все тем же правилом Бэйс- Бэллота. Если предполагаемый пеленг на центр урагана оказался около 100°, то вы, скорее всего, находитесь аккуратно на пути следования центра тропического циклона. Если меньше 100° — то к югу от его пути, то есть вы в безопасной половине урагана. А вот если пеленг оказывается больше 100°, вы в большой опасности. Вы попадаете в опасный сектор тропического циклона.
Возможные действия в безопасном секторе тропического циклона (урагана).
Как видно из рисунка , идя в бакштаг правого галса в безопасном секторе урагана, яхта максимально быстро (почти под прямым углом) убегает с пути тропического циклона . Только открывайте максимальное количество парусов, которые можете унести. Промедление — смерти подобно!
Возможные действия в опасном секторе тропического циклона (урагана).
В опасном секторе урагана Вы перед лицом жесткой необходимости выбора:
- Попытаться прорваться в безопасный сектор тропического циклона, убегая на юг бакштагом правого галса. Для оценки своих шансов проскочить перед центром урагана используйте следующие данные: оценку своих курса и скорости, исходя из реальных погодных условий и ходовых качеств яхты, оценку скорости и курса продвижения тропического циклона (по умолчанию 290°, 20 узлов), а также исходные пеленг и расстояние до центра урагана (для оценки пеленга используйте правило Бэйс-Бэллота, расстояние считайте равным 200 милям в тот момент, как первые перистые облака пришли с востока). С помощью плоттера и измерителя можно построить ситуацию расхождения и понять, успеваете вы или нет проскочить перед оком тропического циклона в спасительный безопасный сектор.
- Если построения говорят, что шансов нет, а яхта обладает хорошими гоночными свойствами на острых курсах, лавируйтесь на север.
В противном случае, не теряя времени, начинайте готовить яхту к урагану:
Убрать все паруса, надежно закрепить или избавиться от всех тяжелых предметов снаружи и внутри яхты (яхта перевернется вверх дном не один раз в ходе предстоящей вечеринки), подумать о том, чтобы избавиться от мачты совсем или положить ее, надежно привязав к палубе, тщательно герметизировать все люки, иллюминаторы и щели. (С неба будет падать вода! Дождем назвать это будет сложно. Скорее это будет похоже на водопад.) Положить яхту в дрейф, используя плавучий якорь или его суррогаты. Не лишним будет наготовить много еды (бутербродов). Не то чтобы будут гости, просто вам будет не до приготовления пищи в ближайшие пару дней. Если у вас есть крепкие напитки, они могут понадобиться в большом количестве.
Можно также заранее разучить пару молитв на близком вам языке и в привлекательной вам традиции.
Если вы встретили приближение тропического циклона, находясь в опасном секторе, огромной силы ураганные ветра будут затягивать вас внутрь этой атмосферной воронки — все ближе и ближе к оку Циклона. Стена воды, падающей с неба, огораживает око. Если вы прорветесь через этот водопад, вас ждет хаотическое нагромождение гигантских стоячих волн, скопления плавучего мусора, собранного тропическим циклоном за все путешествие, и бездонное чистое небо над головой, на котором даже днем, как со дна глубокого колодца, можно видеть яркие звезды. Улыбайтесь — небо смотрит на вас! И еще раз вернитесь к совету в начале описания: «Избегайте выходить в море в сезон ураганов там, где они бывают!»
Заключение.
Целью данной серии статей не являлось создание всеобъемлющего и безупречного с точки зрения терминологии и математики научного труда. Мы лишь сделали попытку поделиться своим живым ощущением погодного процесса, основанного в том числе и на личном опыте сопоставления прогнозов и собственных наблюдений с реальным развитием ситуации. Необходимо понимать, что все многообразие проявлений погоды в яхтинге не может быть сведено ни к какому конечному набору строго прописанных сценариев. Надеемся, что рассмотренные в качестве примера паттерны немного помогли наполнить сухую теорию эмоциональными переживаниями сопричастности к живым процессам.
Понимание погоды скорее сродни чувственному ощущению другого человека, понять и отчасти предугадать поведение которого мы в состоянии потому, что природа наделила нас большим количеством сходств, нежели различий. Мы с тобой одной крови, дикая тварь из дикого леса! Человек плоть от плоти дитя планеты Земля, и ему по праву рождения дано понимать родню, как не дано ни одной вычислительной машине!
Настолько увлекательно, интересно, доступно, понятно! Вот это искусство!