В одиночном экстремальном яхтинге прославить российский флаг удалось пока что только Виктору Языкову. Первая половина жизненного пути Виктора Языкова вполне соответствует образу среднего российского яхтсмена. Родился (в 1948 году) в небольшом городишке Лазаревское, которое вскоре стало одним из районов Сочи. Служба в десантных войсках — мореходное училище в Находке — работа на сейнерах дальневосточной флотилии. Однако детские мечты вскоре перерастают в дело всей жизни — яхтинг. Вот и ушел он с рыбацкого флота на берег: устроился на штатную должность в яхт-клубе порта Находка. Здесь уже получалось строить яхты и ходить на них в море, иногда аж до Японии. Завел семью, и потянуло в родные края. Вот с этого момента и начинается его путь в экстремальный яхтинг. В отличие от всех остальных участников подобных регат, он единственный, кто выступает на самодельных яхтах. Но это не от хорошей жизни, а все от той же российской нищеты. Яхты его конкурентов для таких соревнований проектируются лучшими дизайнерами и строятся на ведущих верфях мира с учетом самых последних достижений науки и техники. Стоят они не один миллион долларов. Несмотря на это, далеко не все из них доходят до финиша. Сама по себе идея борьбы с такими соперниками дерзкая авантюра. Представьте себе космонавта, отправляющегося в космос на самодельном космическом корабле. Однако взглянем на достижения Виктора Языкова.
Достижения Виктора Языкова.
Выступая на самопальных яхтах, Виктор Языков показывает стабильно высокие результаты. Нет, первых мест он в экстремальных регатах не занимал. Но важно, что всегда приходил к финишу (и далеко не последним).
Знатоки яхтинга быстро оценили его необычайное самообладание и сверхъестественную жизнестойкость. Его яхта движется по дистанции с максимальной скоростью, не взирая ни на какие обстоятельства. Его самоделки, из соображений вынужденной экономии имеют минимально допустимый для таких регат размер, что изначально сводит к нулю шансы Виктора Языкова на победу. С его яхтами то и дело происходят какие-то технические неприятности, но это как раз понятно — даже фирменные лодки в таких экстремальных условиях не выдерживают нагрузок и разлетаются на части. Непонятно, как ему всегда удается дойти до финиша.
Виктор Языков в гонке одиночек «Around Alone».
И все-таки Виктор Языков всякий раз удивляет любителей яхтинга своим поведением в экстремальных ситуациях. Самый выдающийся его подвиг, о котором не могут забыть до сих пор — операция на локте, которую он сам провел в 1998 году во время первого этапа кругосветной гонки одиночек «Around Alone». В этот раз с самого начала все у него шло вкривь и вкось. На старт Виктор Языков опоздал на пять суток и его «Ветер перемен» бросился догонять лидеров, которые в это время ушли вперед больше чем на 800 миль. В первую же ночь после старта он ошпарился кипятком, на следующий день поломал зуб. Пять суток боролся со встречным штормом, все больше отставая от лидеров. При этом лопнула ванта, и пришлось в шторм лезть на мачту. А когда погода поправилась, он взялся, наконец, приготовить себе горячий супчик, но на пользу он ему не пошел. Впопыхах Виктор Языков перепутал пакетики и вместо специй приправил суп порошком антиоксиданта, чем полностью вывел себя из строя на двое суток. Однако это было только началом испытаний на прочность.
Организаторы гонки установили на каждой яхте по видеокамере и благодаря этому весь мир смог увидеть уникальное явление: яхтсмен, в гонке не снижая скорости своей яхты, глядя в зеркало, скальпелем из судовой аптечки вскрывает абсцесс на локте, после чего начинает буквально истекать кровью. Этот документальный фильм ужасов теперь можно купить в любом приличном яхтенном магазине, как пособие по выживанию в море. А тогда его в прямом эфире смотрела вся Америка.
За эти «операционные» сутки «Ветер перемен» поставил рекорд гонки: 239 миль. Виктор Языков стал героем выпусков мировых средств массовой информации. Этой истории отводилось лучшее время ведущих телеканалов и газет. В США на несколько дней российский шкипер потеснил по упоминаниям в прессе даже саму Монику Левински. В России же кроме радиостанции «Эхо Москвы» никто этого происшествия даже не заметил. А ведь для создания положительного имиджа России Виктор Языков сделал за месяц больше, чем все наши политики вместе взятые.
Виктор Языков в гонке одиночек через Атлантику.
За шесть лет до этого (7 июня 1992 года), благодаря Виктору Языкову, впервые в истории яхтинга флаг России появился на старте гонки одиночек через Атлантику. Деревянная «Лагуна» — лодка Виктора Языкова, построенная за шесть лет в сочинском огороде, была самой маленькой из 87 яхт участвовавших в этой экстремальной гонке. Рация у нашего самоделкина вышла из строя буквально на следующий день, и поэтому Виктор Языков не знал, что 25 суток он шел впереди всех. Однако незадолго до финиша Виктор Языков получил удар гиком по голове и на какое-то время потерял ориентацию в пространстве. Все же финишировал он четвертым, 4 июля, в великий праздник американцев День независимости. Был волнующий финиш с толпами болельщиков, репортерами и интервью. По такому случаю с Капитолия сняли национальный флаг и вручили его Виктору Языкову, а жители Ньюпорта присвоили ему звание почетного гражданина города. Это был триумф! Журнал «YachtingMonthly «в июне 1992 года по этому поводу отметил:
«В гоночном флоте, пересекшем Атлантику, самой замечательной яхтой была, вероятно, не какая-нибудь «принцесса » из мира западной супертехнологии, а небольшая деревянная «Лагуна «, построенная руками русского шкипера Виктора Языкова «.
На следующий день американские иммиграционные власти арестовали российского героя за нарушение визового режима. Потребовалось вмешательство Президента США, чтобы вызволить «почетного гражданина» из тюрьмы. Полезно вспомнить, что в те дни Россия все еще была «империей зла» и, казалось бы, прорыв российского яхтсмена на Родине не должен был остаться незамеченным, но увы. Так и остался наш герой с единственным званием, заработанным им еще в СССР: «участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС».
Виктор Языков в гонке одиночек вокруг света.
Возвращаясь к его высшему достижению — третьему месту в восьмимесячной гонке одиночек вокруг света 1998-1999 года, следует отметить, что не так уж много желающих было истязать себя на подобной дистанции. Стартовало всего лишь 16 участников, но до финиша сумели добраться только девять. Даже самые лучшие 60-футовые лодки терпели крушение. Иногда не выдерживали нервы отдельных шкиперов, и они отказывались продолжать борьбу. Поэтому, чтобы по достоинству оценить достижения Виктора Языкова, необходимо еще раз вспомнить, что «Ветер перемен» он строил в кустарных условиях и своими руками, при полном отсутствии денег. Более того, даже то оборудование, что присылали ему в Сочи зарубежные яхтсмены, разворовывалось еще на таможне. Вероятно это отечественное изобретение — экстремальный яхтинг на берегу, иначе не объяснить, почему прошедший через все пять океанов вокруг света в одиночку Виктор Языков на вопрос «какой этап гонки показался ему самым сложным» на полном серьезе отвечал: «До старта…».
А ведь в море ему пришлось пережить не один драматический момент. К примеру, «Ветру перемен «последние 4500 миль пришлось пройти без авторулевого. В гонках одиночек с такой поломкой многие сходят с дистанции, но только не Виктор Языков. Американская пресса отметила главную черту его характера:
«…русские знают, как бороться с трудностями и делают это с изяществом. Секрет изящных приемов русских в борьбе с невзгодами — в силе их характера. Виктор продемонстрировал это национальное качество в полной мере «.
Когда Виктор Языков утверждает, что: «смерть — не самое страшное, что может случиться с человеком» он не бравирует, поскольку неоднократно убедился в том, что в его жизни единственным непреодолимым препятствием остается презренный металл, вернее его хроническое отсутствие. Вот его слова, произнесенные в момент финиша в Новой Зеландии (себя и лодку он всегда объединяет местоимением «мы»):
«К тому, что мы несем российский флаг, я небезразличен. Безусловно, для меня очень важно, чтобы мы выглядели достойно на этом уровне. И до сих пор не так плохо, правда, получалось, но мне все равно хочется по максимуму сработать. И поэтому нам очень важно где-то как-то еще немножко денег раздобыть, чтобы пошить этот парус».
Виктор Языков верит в судьбу, море и яхтенное братство. Для такой веры у него есть все основания. Такому яхтсмену как он всегда готовы прийти на помощь собратья по яхтингу всех стран. К примеру, в Новой Зеландии за время короткой стоянки спонтанно возникшая интернациональная группа поддержки успела пошить для «Ветра перемен» новый грот, с которым яхта побежала быстрее. Виктору Языкову вылечила руку русская женщина-врач, а местные яхтсмены-россияне помогли привести его яхту в порядок. Россияне «страны парусов» были горды своим отважным земляком, а Виктор Языков не знал, как отблагодарить своих бескорыстных помощников. В конце концов, он поступил оригинально и написал их имена на борту своей яхты:
«Конечно, в этот раз лодка подготовлена гораздо лучше, чем перед вторым этапом. Мы получили замечательную поддержку в Окленде, в основном от русских. Благодарен им до глубины души. Ведь здесь по тебе обо всех нас, русских, судят.”
Виктор Языков продолжает стремиться в родную стихию и осваивает новую разновидность экстремального яхтинга — строительство яхт без наличия средств. Во всяком случае, он твердо знает, что ему нужно:
«Главное, что там я нахожу — это не только бесподобное совершенно ощущение идеальной стихии, идеального места, где лучше всего я чувствую себя, по-настоящему бесподобные просто ощущения, не передать обычными словами. Это та стихия, которую я узнал, которая является именно моей стихией, которую я нашел, нашел себя… Там за один год мы проживаем то или познаем то, что обычно люди познают в течение 10 лет, а может и никогда. Как мне кажется, все-таки главная цель человечества — это познание, и вот там это познание приходит гораздо быстрее. Вот это одна из главных, в общем-то, вещей».
В США на старте «Around Alone» в 1998 флаг России впервые гордо развевался между флагами других морских держав (Австралия, Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ЮАР и Япония). К следующему старту Виктор Языков не нашел возможности достроить свою новую лодку, а других желающих рискнуть жизнью не оказалось. Российского флага на старте «Around Alone» в 2002 году в США уже не было, зато появились флаги таких морских держав как Чехия и Швейцария.