В предыдущих статьях о Гвоздеве речь шла о любительском одиночном экстремальном яхтинге. Теперь рассмотрим пример любительского командного экстремального яхтинга в российском варианте. Английский «Королевский Крейсерский яхт-клуб» 1 марта 2001 года вручил Николаю Литау — капитану российской яхты «Апостол Андрей» медаль «За искусство мореплавания» (Seamanship medal) с формулировкой: «За первый в мире транзитный переход яхты Северным Морским Путем».
Эта награда учреждена в 1949 году и присуждается капитанам яхт за наиболее выдающиеся достижения в океанских плаваниях. Вручение состоялось после обеда членов этого клуба на борту исторического парусника «Веллингтон». Чуть позже, 28 октября 2002 года «За мужество и профессионализм, проявленные во время кругосветного плавания на яхте Апостол Андрей» Николая Литау наградил «Орденом Мужества» Президент РФ. Еще три члена этого славного экипажа этим же Указом награждены орденами «За заслуги перед Отечеством II степени».
Рекорды кругосветного плавания яхты «Апостол Андрей».
Англичане из «Королевского Крейсерского яхт-клуба» своими наградами не разбрасываются. Награждение яхтсменов в России случай вообще беспрецедентный. Даже российские СМИ в этот раз обратили внимание, что экипаж яхты «Апостола Андрея» установил сразу три мировых рекорда:
Впервые осуществлено кругосветное плавание в меридиональном направлении.
Впервые маршрут кругосветного плавания проложен через все океаны, включая Северный Ледовитый.
Впервые осуществлено сквозное плавание парусной яхты по трассе Северного морского пути.
Это путешествие было признано «Королевским крейсерским клубом» Великобритании «самым выдающимся достижением в мировом яхтинге в 1999 году».
Материалов о двух, беспримерных для российского яхтинга полярных кругосветных плаваниях (первая в 1996-1999 и вторая в 2001-2003 годах) опубликовано достаточно много. Они свидетельствуют, что экипаж «Апостола Андрея» пользовался поддержкой многочисленных спонсоров, военно- морского флота России и даже Русской Православной Церкви. Капитан яхты, Николай Литау в своих дневниках неоднократно и с присущим ему тонким чувством юмора отмечает многочисленных добровольных «иностранных спонсоров» без помощи которых его экипажу было бы туго. Другими словами, им тоже приходилось принимать подаяние. В первое кругосветное плавание под девизом «вокруг света по четырем океанам» экипаж из шести человек отправился, имея в судовой кассе 500 долларов! Нет, не все так просто в российском экстремальном яхтинге. Если кто-то подумает, что в такую сложную и ответственную экспедицию спонсоры отправили яхту, оснащенную по последнему слову техники, то он глубоко ошибается.
Несоответствие конструкции яхты для кругосветного плавания.
Конечно, «Апостол Андрей» несколько отличается от обычных яхт по конструкции. Но это только по большому счету. Стальной 16-метровый бермудский кэч, специально сконструирован и построен для кругосветного плавания в полярных морях. Корпус сварен из стальных листов, имеет обводы шарпи (угловые). В его конструкции нет привычных шпангоутов. Прочность и жесткость обеспечиваются за счет увеличенной толщины стальной обшивки (20 мм на днище) и жесткости переборок. Две мачты — грот (19 м) и бизань (14 м) — несут 130 квадратных метров парусов. Вспомогательный двигатель имеет мощность 74 лошадиные силы. Водоизмещение 22 тонны, что в раза четыре больше, чем для яхт таких же измерений обычной конструкции. В яхте девять спальных мест, камбуз, душ, два гальюна, танки для топлива и пресной воды. «Апостол Андрей» оснащен современными средствами навигации, радио- и телефонной связи. А теперь внимание: построена яхта в 1996 году в Твери на… вагоноремонтном заводе.
Вот где он начинается — российский экстремальный яхтинг — не в море, а на вагоноремонтном заводе. Любопытное во многих отношениях мнение по поводу начала первого кругосветного плавания «Апостола Андрея» высказала Государственная Яхтенная Инспекция ГКФТРоссии (в 1998 году):
«Кто разрешил яхте, не имеющей государственной регистрации, не имеющей судовых документов, устанавливающих район плавания в соответствии с техническим состоянием судна и квалификацией экипажа, выйти в плавание класса МН — «неограниченное плавание» и несение государственного флага Российской Федерации?».
Бесспорно, что в яхтенной инспекции России работают специалисты. Осмелюсь только предположить, что среди них ни одного яхтсмена нет.
У российских моряков есть такая пословица: «Чем дальше от моря, тем длинней ленточки на бескозырках». Если бы чиновники от яхтинга тогда знали, что капитан Николай Литау завершит все свои кругосветные плавания успешно, они бы не спешили обвинять его в пренебрежении правилами хорошей морской практики. Победителей, как известно, не судят.
И все же не в инспекции придумали поговорку о том, что: «сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь — пирожник». В результате недоработок конструктора яхта родилась с излишним весом почти вдвое больше расчетного. Ватерлиния ушла в воду на 15 сантиметров и корма зарылась транцем в воду. Качество постройки оставляло желать лучшего, но что вы хотите от вагоностроительного завода?
Конструкция яхты не соответствует предназначению кругосветного плавания настолько, что имя конструктора экипаж вслух не произносит (с целью экономии нервов и не нормативной лексики). Здесь можно согласиться с ранее изложенным мнением Государственной Яхтенной Инспекции России. К слову, судовой билет «Апостола Андрея» выдан для яхты прибрежного плавания с удалением от берега не более пяти миль!? Впрочем, даже если следовать этому требованию, яхтинг на такой лодке не может быть комфортным ни при каких погодных условиях.
К примеру, включение дизеля, не имеющего звукоизоляции, превращает пребывание внутри яхты в пытку известную под названием «музыкальная шкатулка «. В свежую погоду, сквозь палубу течет вода в мыслимых и немыслимых местах, обеспечивая постоянную сырость внутри корпуса. Обогревателей толковых нет — есть печка на дизтопливе, которая создает, не столько тепло, сколько чад и копоть. Несмотря на все старания экипажа, интерьеры яхты напоминают кочегарку. Емких холодильников для хранения провизии нет. Впрочем, при кругосветном плавании у полюса это не столь важно, поскольку вся яхта превращается в холодильник с температурой не выше +8°С. Хуже, что нет достаточного объема топливных танков. Приходится возить бочки с соляркой на палубе. Протечки топлива создают невыносимую атмосферу, особенно при хождении с задраенными люками. Короче говоря, длительное пребывание в кругосветном плавании на борту «Апостола Андрея» можно описать одним словом — кошмар.
Положительные эмоции вызывает только наличие надежных импортных лебедок на палубе и, как ни странно, качественных канатов российского происхождения. Да, и навигационное обеспечение яхты отличное. Причем, главная составляющая продублирована. Две конкурирующие между собой российские фирмы предоставили для кругосветного плавания Николаю Литау свои современные компьютерные системы с комплектами электронных морских карт перекрывающих всю поверхность земного шара. И обе работают отлично. Но что особо интересно, российские компании выпускают карты на… английском языке! Жаль только, что на все это бесценное для капитана оборудование во время кругосветного плавания постоянно затекает сверху морская вода, и приходится работать за штурманским столом, укрываясь целлофаном.
Кроме того, в столь рискованное кругосветное плавание «Апостол Андрей» уходит с «уставшим такелажем и изношенными парусами». В результате сразу же после выхода в море капитан Николай Литау запишет в вахтенный журнал знакомые до слез каждому российскому яхтсмену слова:
«Старенькая генуя не выдерживает и на очередном повороте подшивка задней шкаторины отлетает. Меняем стаксель. Крутая волна больше метра захлестывает палубу. В яхте появилась вода, которую приходится постоянно откачивать. Выяснилось, что течет из цепного ящика. Другая неприятность — запах солярки, которая, видимо, выплескивается из залитых под завязку танков».
Однако есть и прогресс в российском яхтинге. В первом кругосветном плавании апостоловцы были одеты кто во что горазд, вплоть до солдатских телогреек, и больше были похожи на бригаду водопроводчиков, чем на яхтсменов. Во второй экспедиции положение улучшилось:
«новые непромоканцы позволяют вернуться с вахты сухими, а печка, подаренная к арктическому переходу нашими питерскими друзьями, делает проживание внутри яхты гораздо более комфортным, чем это было во льдах Антарктиды».
Отрадно и то, что пираты всех морей (видимо, узнав о покровительстве ВМФ России над экипажем «Апостола Андрея») дружно попрятались, кто куда мог, и не показывались на пути яхты-ледокола в кругосветных плаваниях. Надо отдать должное феноменальному умению Николаю Литау находить правильные рычаги и болевые точки в тренированном теле российской бюрократической машины. Даже представить трудно форменные чудеса, которые происходят почти в любом порту захода:»На причале нас уже ждали представитель Минтранса и российский консул. Они помогли решить формальности с префектурой и таможней».
Или вот еще: «На призыв администрации Камчатской области откликнулось полтора десятка организаций и предприятий, они обеспечили нас всем необходимым для кругосветного плавания: топливом, газом, продовольствием, пресной водой, застраховали наши жизни». Хорошо яхтсменам на Камчатке с такой заботой администрации!
Можно было бы вообразить, что все дело в правильном названии — Святой Апостол Андрей считается покровителем России. Однако это обстоятельство все же не помешало питерским воришкам стянуть с «Апостола Андрея» только что подаренное спонсорами динги за два дня до отхода: «Ничего святого нет у воров!».
Старый фокус яхтсменов СНГ с паспортами моряков в большинстве стран уже раскусили. Дело в том, что замечательный во всех отношениях документ (Seaman’s Book) выдается морякам всего мира, работающих по найму на торговом флоте и лишает их радости оформления въездных виз во все государства мира (кроме США).
В Советском Союзе «паспорт моряка » совсем не был похож на «Seaman’s Book» и сочетал в себе две главные функции. Он подменял собой заграничный паспорт гражданина СССР, а главное: не давал его обладателю возможности покинуть борт судна и остаться в зарубежном порту. В нем кроме фотографии, фамилии и имени владельца не было никаких сведений, кроме описания внешности: рост, цвет глаз и особые приметы. По существу это был международный волчий билет.
Россию, как великое государство, цивилизованные страны приняли в «восьмерку». Но вот граждан России предусмотрительно оставили за «шенгенским занавесом». Только одно это обстоятельство способно уже превратить любое дальнее или кругосветное плавание российских яхтсменов в экстремальное. Хорошо еще, что большинство морских держав (к примеру, Великобритания и Франция) относится к яхтсменам снисходительно. По их обширным морским владениям, разбросанным по всему Мировому океану, на яхте можно передвигаться с минимальными формальностями.
Пройдя через все океаны нашей планеты в течении кругосветного плавания экипаж «Апостола Андрея» не мог не заметить, что даже самые отдаленные места Мирового океана полны яхт и яхтсменов. Вот наблюдения капитана Литау:
«Остров Нуку Хива гористый, изрезанный бухтами и каньонами и очень живописен. Бухта Таиохаэ — одна из самых удобных в Полинезии. Очень проста для захода, в отличие от сложных извилистых фарватеров на атоллах. Количество одновременно стоящих на якоре яхт переваливает за два десятка, в день приходит и уходит три-четыре яхты. Выделялся вошедший после нас 80-ти футовый гоночный шлюп под английским флагом. Наша двадцатиметровая грот-мачта, бывшая до этого самой высокой на рейде, едва достигала середины его мачты. Очень общительным оказался один из двух швейцарцев. Забавно видеть яхты из этой «морской» державы на другом конце земли. Много американцев. И только российский флаг реял в гордом одиночестве».
Вот и выходит, что Россия страна бесспорно великая, но граждане ее не обладают нужной степенью свободы даже по сравнению со странами третьего мира. Справедливости ради следует отметить, что не только зарубежные чиновники ставили препоны на пути отважных российских мореплавателей. В конце июня 1998 года «Апостол Андрей» вышел из Петропавловска на заключительный этап кругосветного плавания — переход в Арктику. Дойдя за две плановые недели до бухты Провидения на Чукотке, потеряли три недели, ожидая «добро» из Москвы на начало арктического кругосветного плавания. График маршрута был скомкан, и правильное время для выхода было упущено.
Сквозное кругосветное плавание в Арктике.
Ровно 13 месяцев понадобилось экипажу «Апостола Андрея» чтобы, оставив за кормой 27 тысяч морских миль, обогнуть Западное полушарие и первой из российских яхт пройти по морской трассе вдоль берегов Аляски и проливами Канадского Арктического архипелага (Северо-Западный проход). Кроме того, «Апостол Андрей» стал первым в мире судном, которое в одном кругосветном плавании пересекло Южный и Северный полярные круги.
Однако в своем командном героизме экипаж капитана Николая Литау не одинок. К примеру, в навигацию 2002 года одновременно с «Апостолом Андреем» сквозные кругосветные плавания в Арктике совершили еще четыре яхты. Главным достижением, безусловно, является плавание по Северо-Западному проходу первого женского экипажа: французская яхта «Нуаж» (шкипер Мишель Демай). На российском севере улучшить достижение «Апостола Андрея» — пройти Севморпуть за одну навигацию — удалось сразу двум яхтам: французской — «Вагабонд » (шкипер Эрик Бросьер) и германской — «Дагмар Ааен» (шкипер Арвед Фукс). Эти две яхты и «Апостол Андрей» в 2002 году стали троицей, которая завершила своеобразное кругосветное плавание по периметру Северного Ледовитого океана.
Открыл Северо-Западный морской путь в 1903-1906 годах норвежец Амундсен. С тех пор только 17 парусников прошли этим путем. Обычно зимой лед может покрывать всю поверхность океана, а в конце лета его площадь сокращается примерно вдвое. Однако в связи с глобальным потеплением климата с каждым годом воды северных широт летом становятся все доступнее для плавания.
И все же яхтсменам, зашедшим в такие широты, не позавидуешь в любом случае. В этих широтах разница между географическим и магнитным полюсами Земли настолько существенна, что магнитное склонение достигает 70°. К тому же влияние магнитных бурь добавляет неточность еще в пределах 15-20°. Но самая главная проблема — холод.
Стальной 42-футовый тендер «Нуаж» под французским флагом добрался до широты 74°20′ одновременно с «Апостолом Андреем». Экипаж яхты «Нуаж» состоял из опытных яхтсменок- любителей. Шкипер Мишель Демай (журналист телевидения) и ее 30-летняя дочь Сабрина Тьерри (астрофизик) имеют за кормой 80 тысяч миль совместного плавания в водах Атлантики и Тихого океана. Они были по счету пятнадцатым экипажем, прошедшим Северо-Западным путем под парусами (3500 миль за две навигации), но первым полностью женским. Смелые женщины с ужасом вспоминают пронизывающий холод Арктики. От предложенной нашими джентльменами помощи яхтсменки категорически отказались, поскольку по условию их спонсоров (известной во Франции сыроваренной компании) они должны пройти маршрут кругосветного плавания только своими силами, чисто женским экипажем.
Являясь корыстными авантюристками, француженки в своих воспоминаниях встречу «Нуаж» с «Апостолом Андреем» используют как выгодное для себя сравнение — на гораздо большей яхте по одному с ними маршруту шли шестеро сильных мужчин. Вот оно, женское коварство!
Как бы там ни было, и тех, и других пришлось выводить из ледового плена самому крупному канадскому ледоколу. Его капитан Стюарт тоже яхтсмен и владелец стального кэча, однако, по Арктике ходит на ледоколе, а яхту использует в более благоприятном климате и по прямому назначению — для отдыха и спорта.Но что эти капитаны канадских ледоколов смыслят в удовольствии от экстремального яхтинга во льдах на яхте, построенной на вагоноремонтном заводе?
Антарктическое кругосветное плавание.
Наши земляки уже 14 сентября 2004 года отчалили в новое кругосветное плавание, в этот раз антарктическое. В пути их поджидали все те же проблемы что уже стало похожим на де жа вю. Рвутся шкоты, бакштаги, штуртросы и что самое неприятное — посреди океана отваливается перо руля. О желании поставить очередной рекорд для парусных яхт — пересечь параллель 70° южной широты можно забыть. Через полгода путешествия Николай Литау запишет в своем капитанском дневнике: «…сделано полдела, болтаемся по воле ветра как… Но, к какому-нибудь берегу, да прибьет, и руль починим. А что дальше?..».
Управляемый с помощью аварийного руля (использовали сочетание двери каюты и спинакер-гика) «Апостол Андрей» почти месяц преодолевал 2253 мили, отделявших его от Новой Зеландии.
У далекого от яхтинга человека может возникнуть закономерный вопрос: для чего нужны экипажу Николая Литау подобные подвиги? Спонсоры, судя по всему, наших отважных земляков не слишком балуют, яхта у них комфортом и надежностью не отличается, маршруты кругосветных плаваний выбираются аномально сложными, но без признаков парусного спорта. Ответ можно найти в гимне экипажа «Апостола Андрея»:
…Зачем все это нужно нам — ответить не сумеем,
И вновь качает океан «Апостола Андрея»…