Классическим примером преобладания силы духа над физическими силами человека служит нам сэр Френсис Чичестер. Будучи по натуре непоседливым человеком с непреодолимой тягой к поиску приключений, Чичестер перепробовал множество занятий «для настоящих мужчин». Сын английского священника отказался от карьеры гражданского чиновника и перебрался в 1919 году с десятью фунтами в кармане в Новую Зеландию, где никто не мог помешать 17-летнему юноше в его «безумных» начинаниях. Поиск затерянных сокровищ, полеты на «этажерках» на немыслимые по тем временам расстояния, быстрое обогащение, последующее банкротство и, наконец, возвращение в Англию через 20 бурно прожитых лет.
Уже тогда его здоровье было основательно подорвано. В Королевские военно-воздушные силы его не приняли в 1939 году из-за недостаточно хорошего зрения и по возрасту (ему тогда было всего-то 37 лет).
Френсис Чичестер в яхтинге.
Прошло еще 14 лет, когда в 1953 году он впервые приобщился к яхтингу. Идея переключиться на яхтинг родилась спонтанно. В 52 года им была приобретена его первая яхта с дурацким, как ему казалось, названием «Флоренск Эдит», предназначенная для дневных морских прогулок. Френсис Чичестер полностью реконструировал яхту, переименовал ее в «Gipsy Moth II» («Джипси Мот») и стал готовиться к гонкам (интересно то, что название «Gipsy Moth» носил самолет, на котором в самом начале была запланирована кругосветка). Став членом клуба Королевских Океанских Гонок, Чичестер участвовал в каждой из проводимых гонок. Поначалу дело шло не очень успешно, однако Френсис Чичестер быстро постигал новую науку, и в этом ему помогало знание навигации, а также страсть к изобретательству, которая теперь была направлена на введение всяческих усовершенствований на яхте. Он жил на манер многих других процветающих бизнесменов — напряженно работал всю неделю (занимался картографией), а в выходные и праздничные дни целиком и полностью отдавался яхтингу. Но при таком образе жизни здоровье становилось все хуже. В 1957 году у него обнаружили рак легкого.
Что делает настоящий джентльмен в подобном случае? Френсис Чичестер подает заявку на участие в первой трансатлантической гонке одиночек. В этой гонке (1960 г.) участвовали четыре яхтсмена, все – британцы. Еще несколько яхтсменов собирались выйти на старт гонки, но не смогли. Чичестер выигрывает самую трудную гонку, которая когда-либо до того проводилась с помощью силы духа и молитвы: «Упаси нас, Господи, от смерти, прежде чем мы сами не будем готовы умереть». Ему исполнилось тогда 58 лет, и он был самым старшим среди участников гонки. Но этим дело не закончилось. Френсис Чичестер «вошел во вкус» и в 1962 году вышел в океан один по тому же маршруту, намереваясь побить собственный рекорд. И действительно сократил время с 40,5 до 33,5 суток. В 1964 году он вновь выступил в трансатлантической гонке, еще раз улучшив собственный рекорд, доведя время перехода до тридцати суток.
Путешествие через океаны.
Поразительно, но за это время Френсис Чичестер выздоровел от рака, стал вегетарианцем и увлекся йогой. И тогда ему пришла в голову мысль пройти в одиночку вокруг света по маршруту клиперов. Он строит для этого новую яхту «Джипси Мот-IV». Планы Чичестера были чрезвычайно честолюбивыми. Невзирая на свой почти семидесятилетний возраст, знаменитый мореплаватель-одиночка решил в одном рейсе бросить вызов сразу трем противникам: мысу Горн, нагонявшему страх даже на моряков крупных парусных кораблей; рекорду Вито Дюма, в кругосветном кругосветном путешествии через океаны обогнувшему земной шар за двести семьдесят два дня, а также рекорду по длительности безостановочных переходов, сведя число остановок в своем кругосветном путешествии через океаны до… одной.
Справиться с поставленными задачами Френсис Чичестер мог, безусловно, только избрав тяжелый и опасный путь — трассу вдоль «ревущих сороковых» широт. Этот путь повторял маршрут знаменитых английских клиперов XIX века, ходивших в Австралию и обратно к Британским островам вокруг мыса Горн с колониальными товарами. После открытия в 1869 году Суэцкого канала клиперы стали перевозить шерсть из Австралии.
Путешествие через Индийский океан.
Благодаря своей скорости они выдерживали конкуренцию с пароходами вплоть до конца XIX века. Решив состязаться с клиперами, он бросил вызов парусникам до девяноста метров длиной с командой свыше сорока человек. В путешествии через Индийский океан на переходе Англия-Австралия хорошим временем для клипера считалось около ста суток. В возрасте 65 лет сэр Френсис Чичестер соревновался с самим собой на самой длинной дистанции, какую когда-либо до него преодолевали яхтсмены.
Через 51 день он вошел в «ревущие сороковые», где ветры, не сдерживаемые континентами, проносятся над пустынным простором в восточном направлении, вздымая 15-метровые волны. При путешествии через океан в тех водах человек и яхта испытывают предельное напряжение. Яхтинг протекает при высоком волнении, там все сыреет, и нет никакой возможности просушить хотя бы спальный мешок. Спать там можно только одним способом — завалиться в мешок, не снимая мокрой одежды, и согреваться теплом собственного тела.
«Шесть раз пересекал я Северную Атлантику в это время года и трижды — в одиночку. Там в путешествии через океан приходилось встречаться с ураганами, при которых скорость ветра достигала 80 узлов. Но теперь, в сравнении с Индийским океаном, всё это казалось детской забавой. Здешние штормы свирепы, коварны и зловещи», — писал Чичестер.
В непогоду Чичестер ложился отдыхать, не снимая штормовки, чтобы не терять времени на одевание, когда необходимость вызывала его на палубу ночью. Яхта в путешествии через океан шла с большим креном, ее постоянно швыряло на волнах при шквалах. Почти не было отдыха и спать удавалось только урывками, потому что азарт заставлял яхтсмена снова и снова оказываться на свирепом ветру под брызгами или дождем для того, чтобы поменять паруса или курс яхты. Приходилось пробираться в кромешной тьме по вздыбленной палубе, когда со всех сторон ударяют волны, сражаться с непослушными снастями, освобождать запутавшиеся фалы онемевшими пальцами. Вдобавок капитан Чичестер страдал от морской болезни.
Беда пришла неожиданно. 15 ноября во время внезапного шторма вышло из строя автоматическое рулевое управление, и Чичестер сам не смог его исправить. Исчезла надежда достичь цели в запланированное время.
Чичестер, считавшийся моряком исключительно настойчивым и неутомимым, колеблется и раздумывает: не сократить ли трассу в путешествии через океан и не зайти ли в один из портов западного побережья Австралии? Но сила воли побеждает. Уже на следующий день «Джипси-Мот IV» идет дальше на восток: соединив шкотами парус с румпелем, Чичестер смастерил импровизированный «автопилот». Когда через день оказалось, что новый «автопилот» как-то действует, моряк отказался от мысли о досрочном заходе в порт.
Суточные переходы, естественно, уменьшились до ста миль с небольшим. Когда неблагоприятные ветры не позволяли яхте идти самостоятельно, моряк часами не выпускал румпеля из рук. Так проходили долгие и тяжелые дни.
Но уже 11 декабря, сопровождаемый бесчисленными яхтами и моторными лодками, под оглушительный рев сирен и гудков, Чичестер входит в порт Сидней.
«Джипси-Мот IV» прошла в беспрецедентном безостановочном путешествии через океан 14113 миль за сто шесть дней и двадцать с половиной часов.
Путешествие через Тихий океан.
После ремонта, в солнечный полдень 29 января 1967 года Чичестер вышел в путешествие через Тихий океан. В тот же день «Джипси-Мот IV» встретилась с циклоном.
Когда на горизонте появились огромные черные тучи, Чичестер, спустив паруса и закрепив всё оборудование, сошел в каюту. На следующий день непрерывно усиливавшийся ветер достиг десяти баллов. Яхту било о крутые волны. Моряку ничего не оставалось, как терпеливо пережидать непогоду.
Итак, второй этап путешествия начался роковым образом. За первые четыре штормовых дня «Джипси-Мот IV» не прошла и 200 миль, не говоря уж о том, что значительно отклонилась от запланированной трассы.
Всегда грозное Тасманово море и на этот раз показало свою силу. Прошло две недели, прежде чем «Джипси-Мот IV» обогнула Северный остров Новой Зеландии и вышла в путешествие через безбрежный Тихий океан.
Погода вполне терпима. Направляясь на юго-восток, яхта приближается к «ревущим сороковым», которые на двадцатый день встречают её сильными ветрами, позволяющими идти в восточном направлении на большой скорости. Суточные пробеги путешествия через океан доходят до 200 миль, и кажется, что так неудачно начавшийся этап закончится успешно.
19 марта до мыса Горн остается около 150 миль. Барометр падает, и моряк, форсируя паруса, старается любой ценой пройти предательское место до того, как погода ухудшится. Любая ошибка грозит катастрофой. Почти не уходя с палубы, Чичестер ведет «Джипси-Мот IV» по самому трудному пути. 20 марта океан относительно спокоен, дует умеренный ветер. На рассвете яхта находится в 30 милях от мыса. Но сила ветра начинает быстро расти, и моряк спускает паруса, оставляя лишь малый кливер. Несмотря на это, «Джипси-Мот IV» мчится со скоростью восемь узлов.
Около 11 часов Чичестер увидел находящийся в нескольких милях мыс Горн: момент, о котором он мечтал, наступил! Вздымающий огромные волны ветер переходит в шторм. С наступлением ночи волны растут, но ему удается обогнуть тянущиеся вдоль правого борта скалистые берега острова Лос-Эстадос.
Вскоре «Джипси-Мот IV» выходит на просторы Южной Атлантики, направляясь на северо-восток через сороковые широты. Яхтинг трудный, требующий постоянной активности Чичестера. Нередко выпадают тяжелые дни с сильными или встречными ветрами. Иногда «Джипси-Мот IV» за сутки продвигается всего лишь на несколько миль, а временами даже пятится назад, что невероятно нервирует моряка.
На сотый день путешествия через океан яхта начинает сворачивать на северо-восток, к Азорским островам. 18 мая, после ста десяти дней плавания, Азорские острова остаются справа по борту. До цели около 1000 миль. Сила ветра резко возрастает, и в течение трех дней яхта делает в сутки более 170 миль.
И 28 мая, в девять вечера «Джипси-Мот IV» пересекает линию финиша и заканчивает свой великолепный рейс.
За всё время кругосветного путешествия через океаны, занявшего девять месяцев и один день, из них двести двадцать шесть ходовых суток, Чичестер преодолел 29 630 миль и установил несколько рекордов. Важнейшими из них являются: кратчайшее время кругосветного плавания (двести двадцать шесть дней), самый длинный безостановочный пробег (15517 миль), наименьшее количество промежуточных портов (один), ряд рекордов скорости.
Такого аристократа духа, каким был Френсис Чичестер, не сломить никакими невзгодами. Он снова отправляется в путешествие через океан в Атлантику, уже на «Джипси Мот-V» и преодолевает 4000 миль за 22,5 суток. А ведь ему уже восьмой десяток. Здоровье начинает сдавать, но для таких, как он, это не преграда. Последний раз великий мореплаватель сэр Френсис Чичестер вышел на старт в 1972 году для участия в трансатлантической гонке одиночек. Он был настолько слаб, что с трудом спустился на борт яхты. Вскоре после выхода французское метеорологическое судно из любопытства приблизилось к нему на небезопасное расстояние и повредило «Джипси Mот-V». Сам Чичестер был доставлен вертолетом в госпиталь, где вскоре умер. Как знать, может, его молитва была услышана…
Яхта «Джипси Мот-IV» удостоилась чести стать памятником рекордам Чичестера на его родине, в Лондоне. Она стоит в сухих доках Гринвича, рядом со знаменитым чайным клипером «Катти Сарк». Такое соседство весьма символично. Нам в наследство Френсис Чичестер оставил несколько замечательных книг о своих приключениях.