Процесс сворачивания спинакера в яхтинге не менее ответственный, чем его установка. Особенно нелегко свернуть спинакер во время сильного ветра. Первая задача — обезветрить парус, закрыв его гротом или стакселем. Обвисший парус быстро сворачивают, убирают в кису или в другое место хранения.
Многие яхтсмены считают, что снять спинакер трудно. Но если снимать его с подветренной стороны, в ветровой тени грота или генуи, следуя в яхтинге методу,
изложенному ниже, то вряд ли столкнетесь с серьезными проблемами.
[su_spacer]
Последовательность действий при снятии спинакера.
-Чтобы спинакер не намотался на штаг, поднимите геную с подветренной стороны.
-Положите яхту на курс полный бакштаг.
-Убедитесь, что оттяжка спинакер-гика набита. Потравите брас так, чтобы спинакер-гик почти касался фор-штага.
-Выберите шкот. Теперь спинакер находится в ветровой тени грота и генуи и практически обезветрен.
-Отсоедините спинакер от браса. В случае необходимости опустите спинакер-гик, чтобы можно было дотянуться до тросика карабина (А).
-Быстро втяните шкотовый угол за шкот под грота-гик и соберите парус вдоль нижней шкаторины.
-Потравите фал и втяните спинакер в люк. Травите фал с такой же скоростью, с какой собираете парус. Не травите фал слишком быстро, так как парус может оказаться в воде.
-Аккуратно и правильно уложите спинакер в кису, чтобы он был готов к следующему подъему.
Никогда не растравливайте фал раньше, чем отсоедините спинакер от браса и шкотовый будет готов втянуть парус на борт. Держите шкот по возможности ближе к шкотовому углу и собирайте парус длинными движениями вдоль шкаторины.
В яхтинге существуют и другие способы снятия спинакера, но этот является самым безопасным для крейсерских яхт. Пользуясь этим способом, можно снять спинакер, даже если ветер с траверза.
Если спинакер наполнен, то брас, естественно, туго натянут. Как следствие, есть опасность, что в момент отсоединения паруса от браса, спинакер-гик может резко отскочить в наветренную сторону. Чтобы не получить травму, отсоединяйте брас, находясь только с подветренной стороны спинакер-гика или ниже его!
Если что-то пошло не так и спинакер оказался в воде — полностью растравите фал. Не забудьте развязать стопорный узел на фале, чтобы фал полностью вышел из мачты и ушел за борт, иначе парус заработает как «плавучий якорь». Не упустите при этом шкот! Возможно, придется замедлить ход яхты, приведясь к ветру, чтобы вытащить парус из воды.
Постановка и уборка спинакера в чулок.
Возможна в яхтинге постановка и уборка спинакера в «чулке». Способ наиболее удобен для крейсерских походов, особенно для семейных экипажей. Для гоночных яхт практически не используется, т.к. постановка и уборка паруса с использованием чулка требует несколько большего времени.
Преимущество же чулка перед «гоночной» постановкой в том, что его применение не требует слаженной работы, в процессе постановки-уборки парус не полощет, нет опасности упустить его за борт. Кроме того, парус может быть легко и полностью обезветрен без уборки, что удобно, например, при проведении каких-либо маневров, поворота, положения в дрейф и т.п. Конструкция чулка , применяемого в яхтинге, бывает разной , но принцип действия у всех похожий. Ниже для ясности приводится один из вариантов.
На фаловый угол спинакера или генакера постоянно закрепляется проставка из достаточно жесткого синтетического троса диаметром 8 мм и длиной 250-300 мм с огоном и коушем на свободном конце (см. рисунок).
Сам чулок представляет собой трубу из тонкой ткани (можно из той же спинакерной) диаметром 200-250мм и длиной, равной расстоянию между фаловым и галсовым углами паруса. В один торец трубы заделано кольцо того же диаметра. Кольцо может быть из любого материала, главное, чтобы оно не имело какого-либо острого края или стыка.
К кольцу привязана одним концом веревочка диаметром 3-4мм (обозначена на рисунке красным цветом), которая пропускается внутри чулка в кипу, затем снизу-вверх через блок и по наружной стороне чулка обратно к кольцу, в то же место. Длина полученной петли делается несколько больше длины чулка.
Постановка паруса в яхтинге практически очевидна. Закрепляется на место галсовый угол, чулок с парусом внутри поднимается фалом. Затем к шкотовому углу крепится шкот (шкоты) и чулок стягивается вверх по парусу соответствующей ветвью петли. Парус раскрывается, петля закрепляется за утку или другую «дельную вещь», а «сморщенный» чулок остается висеть на проставке.
Уборка паруса производится в обратной последовательности. Освобождаете петлю, потравливаете шкот и «гасите» парус, натягивая на него чулок. Фалом кладете чулок на палубу. Хранить парус можно прямо в чулке, скатав его в нужный размер.
Проблемы при плавании под спинакером в яхтинге.
Когда несете спинакер в яхтинге, это вызов — если что-то пойдет неправильно, события развиваются в худшую сторону очень быстро. К счастью, для каждой такой ситуации есть свое лекарство, и ни одна не является заведомо фатальной для яхтсмена или яхты.
Общий совет таков: НЕ ОТПУСКАЙТЕ БРАС до тех пор, пока не спускаете парус. Потравливание браса почти всегда вызывает большие проблемы во время яхтинга. Думайте о спинакере точно так же, как о других парусах. Когда приходит сильный порыв, что вы делаете с гротом? Первая реакция — потравить шкот. Точно так же поступайте со спинакером: потравливайте шкот. Брас надо считать таким же постоянным креплением, как снасти, крепящие галсовые углы грота и стакселя.
Приведем серию фотографий иллюстрирующих сказанное.
1. Образовались «песочные часы», шкот выбран слишком сильно.
2. Потравливание фала устранило перетяжку, но шкот все еще перебран.
3. Перебранный шкот приводит лодку.
4. Единственный способ вернуть контроль — потравить шкот.
В случае образования на куполе перетяжки — «песочных часов» единственный реальный способ в яхтинге исправить ситуацию — потравить спинакер-фал примерно на метр. Часто это решает проблему.
Фал сам по себе может закручиваться, а ослабление натяжение позволяет парусу наполниться ветром и раскрутиться. Другое возможное решение — опустить купол до половины. Если и это не поможет, то ничто не поможет.
Подтягивание шкота или браса, дергание за углы ничего не дает, это пустая трата времени. Остается спустить спинакер в кокпит, раскрутить перетяжку (возможно, придется отсоединить снасти) и поднять парус снова. Правильно сложенный спинакер не дает «песочных часов» при подъеме. Лучше потратить пару минут на укладку, пока лодка идет в бейдевинд, чем потом бороться со спинакером. Здесь , как и всегда в яхтинге , важна правильная подготовка.
Если при подъеме паруса яхту сразу же бросает на приведение, это значит, что спинакер-шкот выбран слишком сильно. Следует немедленно потравить шкот на несколько метров. Ни в коем случае не травите брас! При наличии опыта постановки спинакера этой проблемы не будет, но многие яхтсмены продолжают полагать, что чем туже выбран шкот, тем лучше они контролируют парус.
Между тем, тут скорее как с воспитанием подростков: в тугой узде не удержишь. Только давая некоторую слабину, можно надеяться контролировать поведение… спинакера.
В случае, если порыв ветра кренит лодку, тоже потравите спинакер-шкот. Если парус несколько секунд будет полоскать на ветру, ничего страшного.
Иногда спинакер закручивается вокруг штага и стаксель-фала. Это серьезная неприятность, справиться с ней быстро может не получиться. Не ослабляйте ни брас, ни шкот. Ложитесь на бакштаг, примерно под 145°. Отдайте спинакер-фал, переходите на нос и стягивайте спинакер вниз на палубу. Возможно, удастся руками раскрутить один или два оборота, после чего парус можно будет стянуть вниз. Следует избегать внезапного наполнения паруса, пока вы на носу . Лезть назад в кокпит по палубе, наклоненной градусов под 65 – удовольствие в яхтинге на любителя.
При спуске паруса он может оказаться за гротом и над гиком. Так получается в сильный ветер на относительно острых курсах. Стоит потравить брас, как спинакер уходит назад за грот. Нет такого силача, который, стоя перед гиком, при этом удержит шкот. Способа избежать такого непорядка перед спуском паруса тоже нет. Просто продолжайте спускать спинакер, находящийся за гротом. Потом придется отсоединить все снасти. Такой ситуации можно избежать, увалившись перед спуском паруса примерно до 145°.
При яхтинге в очень сильный ветер спинакер просто улетает. Иногда тяга браса так сильна, что он вырывается из рук, часто причиняя ожог от трения. Поэтому-то и надо завязывать на конце браса и шкота стопорные узлы. Отпустите брас, а потом травите фал и тяните за шкот, собирая парус как обычно. На крайний случай под руками в кокпите должен быть нож, чтобы обрезать снасти.
Если шкот выхлестнулся, спинакер остался прикреплен только на фале и развевается со всеми снастями в десятке-другом метров впереди? Не отпускайте фал! Спинакер упадет в воду, и, можно потерять мачту. Если этого и не случится, долго будете вытаскивать парус из воды.
Единственно возможная тактика — продолжать идти, стараясь загнать болтающийся спинакер за грот и там поймать за шкот или что-нибудь, хотя бы багром, чтобы стащить в кокпит. Тогда-то и можно будет отдать фал.
Все вышеописанные проблемы особенно интересны, когда идете по ветру на скалистый берег и в запасе осталась только пара минут.
Главное в яхтинге- способность тщательно, но очень быстро рассмотреть все варианты и принять лучшее из возможных решений. Ну, а что касается спинакера — ничто другое не дает яхтсмену столько удовольствия и не является таким же вызовом.
А проблемы… будем смеяться над ними и над собой. Если не можете посмеяться, то лучше заняться, например, плетением корзинок. Помните, в плавании под парусами в любое время, всегда, все что угодно может пойти не так. Но в этом то и прелесть яхтинга , в создании проблем и благополучном их разрешении. Это конечно шутка. Но удовольствие от яхтинга стоит некоторых неудобств.