Существуют разные способы выполнения поворота фордевинд в яхтинге под спинакером. Каким именно воспользоваться определяют исходя из размеров яхты, ее оборудования и состава команды. На яхтах большого размера и на гоночных яхтах для этого поворота обычно используют дополнительный набор брасов и шкотов, называемых «ленивыми брасами» и «ленивыми шкотами». Основные действия при повороте через фордевинд в яхтинге под спинакером:
Поворот фордевинд с одним спинакер-гиком.
-Увалитесь до фордевинда.
-Стабилизируйте спинакер.
-Перенесите спинакер-гик на другой борт.
-Перенесите грот на другой борт, приведитесь и настройте парус на новом курсе.
В гонке грот и спинакер при повороте фордевинд переносят на противоположные борта одновременно, однако обычно большинство яхтсменов переносит грот после (или до) переноса спинакера, особенно, если команда малочисленна или неопытна. Проблема здесь состоит в том, что всякий раз, когда он оказывается на том же борту, что и грот, появляется опасность скручивания и запутывания спинакера. На устойчивой на курсе яхте перед поворотом через фордевинд можно установить грот в ДП, чтобы держать спинакер наполненным.
Поворот фордевинд с переносом гика (наиболее пригоден в яхтинге для лодок длиной менее 9 метров). Это самый простой, не требующий дополнительного оборудования, способ. Но им трудно воспользоваться при сильном ветре и волнении, особенно, если лодка более 9 метров длиной. Дело в том, что при переносе спинакер-гик будет отсоединен от мачты.
-Увалитесь до фордевинда и сохраняйте устойчивость на курсе.
-С помощью шкота и браса установите спинакер поперек ДП лодки и держите его наполненным.
-Потравите оттяжку спинакер-гика.
-Баковый матрос, стоящий лицом к корме, отсоединяет спинакер-гик от мачты и, удерживая гик поперек ДП. крепит шкот к освободившемуся концу гика. (В этот момент можно переносить грот, но разумнее сначала закрепить спинакер-гик на мачте).
-Баковый освобождает брас, крепит спинакер-гик на мачте и набивает оттяжку.
-Теперь перенесите грот на другой борт, приведитесь на новый курс и настройте парус.
Баковому будет легче дотянуться до шкота, если набить оттяжку Барбера. Иногда рулевой берется за шкот и подтягивает его к борту. Главное в яхтинге — не потерять управление и не допустить безконтрольного переброса грота на другой борт. С малочисленной командой или в сильный ветер лучше снять спинакер, выполнить поворот фордевинд под гротом и поднять его на новом курсе.
Поворот фордевинд с двумя спинакер-гиками и одним набором шкотов и брасов.
Если лодка оборудована двумя спинакер-гиками, дополнительным топенантом и оттяжкой, но набор шкотов и брасов только один, можно в яхтинге выполнить поворот фордевинд следующим образом:
-Увалитесь до фордевинда и установите спинакер-гик под углом 45° к ДП лодки.
-Присоедините второй спинакер-гик к мачте, заведите на него дополнительный топенант и заведите шкот на свободный конец гика.
-Заведите дополнительную оттяжку на второй спинакер-гик и отрегулируйте его высоту,
-Установите его под углом 45° к ДП лодки.
-Перенесите грот на другой борт и снимите первый спинакер-гик.
-Медленно приведитесь, завершите поворот фордевинд и настройте парус на новом курсе.
Поворот фордевинд с двумя спинакер-гиками и двойным набором шкотов и брасов.
При повороте фордевинд если заведен дополнительный набор шкотов и брасов, можно завести «ленивый шкот» на второй спинакер-гик, набить его и использовать как новый брас.
Перед завершением поворота фордевинд убедитесь, что высота второго спинакер-гика отрегулирована, его топенант и оттяжка набиты. Теперь вы готовы к переносу грота. После переноса грота на другой борт настройте новый шкот (бывший «ленивый брас») и растравите старый брас, старую оттяжку и топенант так, чтобы баковый смог отсоединить старый брас и втянуть спинакер-гик на палубу. Выполнив вышесказанное, медленно приведитесь на новый курс, завершите поворот фордевинд и настройте парус.
[su_spacer]
Поворот фордевинд в яхтинге с опусканием спинакер-гика с одним набором шкотов и брасов.
-Раздайте внутренние штаги до начала поворота фордевинд.
-Увалитесь до фордевинда и стабилизируйте парус.
-Избегайте рысканья.
-Ослабьте топенант и отсоедините спинакер-гик от браса.
-Ослабьте оттяжку и проведите спинакер-гик под фор-штагом на другой борт (в случае необходимости поднимите пятку спинакер- гика вдоль мачты). Заведите шкот на гик.
-Набейте топенант и оттяжку.
-Перенесите грот на другой борт. Медленно приведитесь на новый курс, завершите поворот фордевинд и настройте парус.
Фактически в яхтинге при повороте фордевинд, грот можно переносить на другой борт одновременно с переносом спинакер-гика, но с малочисленной или неопытной командой лучше действовать так, как описано выше.
Поворот фордевинд в яхтинге с опусканием спинакер-гика с двойным набором шкотов и брасов.
-Раздайте внутренние штаги до начала поворота фордевинд.
-Увалитесь до фордевинда и стабилизируйте парус.
-Избегайте рысканья.
-Ослабьте топенант и отсоедините спинакер-гик от браса.
-Ослабьте оттяжку и проведите спинакер-гик под фор-штагом на другой борт (в случае необходимости поднимите пятку спинакер-гика вдоль мачты). В процессе переноса заведите «ленивый шкот» (новый брас) на гик.
-Набейте топенант, оттяжку и новый брас (старый шкот потравите). Перенесите грот на другой борт. Медленно приведитесь на новый курс, завершите поворот фордевинд и настройте парус.
Этот метод поворота фордевинд очень эффективен в яхтинге, но требует слаженных действий экипажа. Один из баковых может расположиться на носу, лицом к корме. Когда спинакер-гик проносят мимо фор-штага, он должен быстро завести «ленивый шкот» (новый брас) на гик.
После того, как брас отсоединят от спинакер-гика, спинакер, фактически, будет контролироваться только двумя «шкотами». В этот момент очень важно вести яхту ровно, держа парус перед яхтой, сохраняя его устойчивым и наполненным. Не меняйте курс, пока не будет заведен новый брас, закреплен на мачте спинакер- гик и перенесен на другой борт грот.
Установив грот близко к ДП до начала поворота фордевинд в яхтинге, можно держать парус наполненным, даже если сначала перенесете грот на другой борт, не растравливая гика-шкот, и лишь потом займетесь спинакер-гиком.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам