В предыдущей статье мы рассмотрели поворот оверштаг при управлении яхтой в одиночку с обучающим анимационным видеороликом. Пришло время поговорить о повороте фордевинд в одиночку. Но предварительно, некоторые особенности поворота фордевинд в яхтинге. Поворот фордевинд — это изменение полного курса яхты относительно ветра с переменой галса. В этом случае корма яхты пересекает линию направления ветра и грот резко перемещается с одного борта на другой. Поворот фордевинд — это маневр, трудный для выполнения даже в умеренные ветра. При сильном ветре поворот фордевинд может быть опасным, его следует выполнять осторожно, в противном случае можно повредить яхту или травмировать члена команды. Опасность возникает, когда грот и гик перелетают с одной стороны на другую без контроля. Поэтому гик следует придерживать при перемещении через палубу, подтягивать его, а затем медленно отпускать с другой стороны, чтобы уменьшить толчок.
Советы по выполнению поворота фордевинд.
Поворот фордевинд в яхтинге нужно делать на максимальной скорости, а не тогда, когда яхта ее только набирает (так как сильное давление ветра на паруса затрудняет переброску гика). Достаточно опасно крутить поворот в усилениях ветра, лучше дождаться относительного затишья и именно в этот момент делать поворот. Не стоит делать резких движений штурвалом, надо выполнять поворот с минимальным заложением руля.
При яхтинге в сложных волно-ветровых условиях и с неопытным экипажем можно заменить поворот фордевинд , так называемым, «коровьим оверштагом». Т.е. привестись до бейдевинда на том же галсе, сделать поворот оверштаг , а затем увалиться до бакштага на новом галсе. Таким образом избежите резкой переброски гика с борта на борт и сможете лучше контролировать лодку. А результат будет тот же.
Если ветер дует прямо в корму, слегка приведитесь, и как можно больше доберите гика-шкот, что бы набрать скорость, а заодно и снять лишнее давление с грота. Затем приступайте к повороту.
Рулевому нужно знать точное направление ветра, чтобы определить момент, когда перебросить гик с одного борта яхты на другой, и скоординировать совместные действия команды.
Как и при повороте оверштаг, шкипер должен сначала убедиться, что окружающее пространство воды свободно. Рулевому необходимо быстро реагировать на любые факторы, которые могут оказать воздействие на успех маневра. Одной из общих ошибок в яхтинге при повороте фордевинд заключается в неумении удержать яхту от резкого приведения к ветру после переброски гика на другой борт.
Помните, что при любом маневре яхта не должна терять скорости!
Подготовка к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку.
Ниже размещен ролик выполнения в яхтинге поворота фордевинд при управлении яхтой в одиночку и краткое описание последовательности действий.
Но все это общие советы. А где конкретика? А конкретика в следующем. На яхтах с экипажем при прохождении линии ветра один матрос выбирает гика-шкот , а затем растравливает его на другом галсе. Два других на разных бортах занимаются переводом стакселя. Один травит другой набивает соответствующий стаксель шкот. Не забываем и о рулевом , контролирующим выполнение поворота. И как это сделать одному при управлении парусной яхтой в одиночку. Невозможно? Все возможно в яхтинге, было бы желание и умение. Но с начала совет. Если по каким-то причинам приходится совершать управление яхтой в одиночку, делайте «коровий оверштаг», описанный выше, не осложняйте ситуацию. Ведь Вы же один. В тоже время, знать последовательность действий, и потренироваться на спокойной воде управлению парусной яхтой в одиночку не только можно , но и нужно. Тем более, что это принесет дополнительное удовольствие от яхтинга и добавит больше уверенности шкиперу. И в чем же секрет выполнения этого маневра в одиночку. А он в том же , что и при повороте оверштаг(см.статью). Все эти действия необходимо выполнять почти одновременно. И здесь тоже ключевое слово «почти».
Итак приступим к повороту фордевинд при управлении яхтой в одиночку. Предположим у нас бакштаг левого галса. Как всегда в яхтинге, перед поворотом нужно предварительно подготовиться. Правильная подготовка – залог будущего успешного выполнения маневра. Разберите все шкоты. Переберите их. Они должны свободно растравливаться. Приготовьте свободный стаксель-шкот по левому борту. Заведите его на лебёдку в один или два оборота, но не закрепляйте в стопоре. Помним, что шкот необходимо завести в правильную сторону. Будьте внимательны.
Убедитесь, что ручка лебедки находится на месте и очистите предстоящее «поле боя» (в нашем случае кокпит) от ненужных во время поворота вещей. Желательно, если это возможно, наметить ориентир (где-нибудь на берегу) нового курса. Он поможет не потеряться в пространстве после поворота фордевинд. В общем подготовка такая же как и при повороте оверштаг. Дополнительно необходимо только завести гика-шкот на лебедку, закрепить в стопоре и открыть канатный фиксатор(«пианино»). Не забудьте открыть фиксатор полностью. В горячке поворота, если заклинит гика-шкот, можно запутаться в причинах и потерять драгоценное время.
Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку.
Ну что ж приступаем к повороту фордевинд при управлении парусной яхтой в одиночку. Еще раз в голове прокручиваем последовательность предстоящих действий. Вспоминаем о «коровьем оверштаге». И если не передумали, командуем себе: поворот!
Перед поворотом можно немного привестись , набрать ветра и скорости. Затем плавно, на небольшой угол переложите руль от ветра. Яхта начнет поворот. У штурвала делать уже нечего, дальнейшее движение яхта выполнит сама. И чем на больший угол переложен штурвал, тем быстрее она это сделает.
Переходите к лебедке, с заведенным и закрепленным гика-шкотом. Возьмите шкот на руки, сняв его со стопора. И начинайте выбирать вместе с поворотом яхты. При пересечении линии ветра гик с гротом будет переходить на другой борт. Можно помочь ему, переместив рукой за линию ветра. Далее при классическом в яхтинге повороте фордевинд, следует плавно растравить гика-шкот до положения, необходимого для бакштага на другом галсе . Но мы же осуществляем управление яхтой в одиночку и на это нет времени, помочь некому, а у нас есть еще один парус, настоятельно требующий нашего внимания. Закрепите гика-шкот в лебедке под небольшим углом к диаметральной плоскости яхты. При этом амплитуда движения гика при наполнении паруса ветром будет не сильно большой, что смягчит его перевод. Да, после поворота такое положение грота заставит яхту сильнее приводиться. Но всегда приходится чем-то жертвовать. Тем более , что нам это ничем серьезным не грозит, надо только не забыть вернуть лодку на нужный курс.
Самое время заняться стакселем. Здесь придется работать одновременно с двумя стаксель-шкотами. И хотя мы совершаем управление парусной яхтой в одиночку , у нас же две руки и трудности нас не пугают. Возьмите оба стаксель шкота в руки, вытравите слабину незакрепленного шкота и снимите со стопора лебедки подветренный. Хотя он уже перестал быть подветренным.
Мы же помним , что лодка в этот момент пересекает линию ветра. Поэтому стравливая его, быстро выбирайте другой шкот. Стаксель с хлопком перейдет на противоположный борт и наполнится. От хлопка избавиться вряд ли удастся. Но это не результат управления яхтой в одиночку. Собственно говоря, и при работе с двумя матросами характерный хлопок будет, шкотовый угол паруса здесь работает как плетка, а синхронизировать действия двух человек довольно сложно. Для компенсации этого явления, изнашивающего парус, и стравливают плавно предыдущий рабочий шкот.
Не мешкая, заведите шкот на стопор лебедки и возвращайтесь к штурвалу. Помните, яхта в этот момент быстро приводится, и если намечали ориентир нового курса, скорее всего увидите, что вы его уже пересекли. Ничего страшного, успели вовремя. Положите лодку на нужный курс и зафиксируйте руль в этом положении.
Затем возвращайтесь к парусам. Растравите гика-шкот до принятия гротом необходимого положения и если нужно набейте ручкой стаксель для балансировки парусов яхты на новом галсе. Поворот фордевинд при управлении яхтой в одиночку закончен. Правильно, по окончании перебрать разбросанные в процессе маневра веревки и сбухтовать их.
Все. Берите управление лодкой и наслаждайтесь яхтингом на новом курсе. Как видите ничего сложного. Главное не суетится и делать последовательно необходимые шаги.
Но опять напоминаю о «коровьем оверштаге». Он приводит к тем же результатам, а нервы бережет. А это, согласитесь, в яхтинге важно, особенно когда совершаете управление парусной яхтой в одиночку.