Брочинг — это неподдающиеся управлению резкие повороты (броски) яхты в наветренную сторону. Чаще всего это происходит на курсах бакштаг или фордевинд. Обычно причиной брочинга является возникающая асимметричность корпуса, которая вызывает движение яхты в противоположном относительно крена направлении. Если возникшая в результате этого сила достаточно велика, чтобы преодолеть ее воздействием руля, яхта уходит в брочинг. В конце статьи приведен познавательный ролик с MOB после брочинга.
Виды брочинга.
Очень часто брочинг происходит при несении спинакера и большом дифференте на нос, из-за чего происходит прорыв воздуха под днище лодки в район пера руля и, как следствие, потеря управляемости. Как же бороться с этим неприятным явлением в яхтинге.
Если яхта на полном курсе идет без крена, значит усилия спинакера и грота направлены к разным бортам и уравновешивают друг друга. На курсе лодка удерживается небольшими, кратковременными движениями руля. В сильный ветер порыв или волна, заставляющие лодку крениться, могут нарушить этот баланс. Усилия спинакера и грота будут тогда направлены к одному борту, создавая крутящий момент, стремящийся повернуть яхту в наветренную сторону . Возникший крен увеличит тенденцию яхты приводиться к ветру и начнется неуправляемый поворот в наветренную сторону, а инерция корпуса, мачта, такелаж и паруса будут кренить лодку еще больше. Руль окажется не в состоянии противодействовать этим силам, контроль над управлением будет потерян. Яхта резко повернет на ветер, сильно накренится, и если гик коснется воды, мачта или гик могут сломаться! Это — брочинг на ветер!
Довольно распространенное явление. Но в яхтинге бывает и другой вид брочинга — брочинг под ветер, более опасная ситуация.
Если на фордевинде в сильный ветер лодка «вильнет» в подветренную сторону, то ветер может зайти в грот с подветренного борта и «вывернуть» парус. Яхта приведется с резким увеличением крена. Если для завал-тали был использован гика-шкот, не удастся быстро обезветрить грот. Лодка может лечь на борт.
При борьбе с брочингом в яхтинге лучшим способом является его предотвращение в самом начале. Не допускайте рысканья, компенсируйте колебания спинакера с борта на борт, в порывах отруливайте немного в сторону крена. Хотя при ветре с кормы парус лучше наполняется, избегайте фордевинда в сильный ветер.
Что делать, если начался брочинг на ветер:
-Растравите гика-шкот (не очень помогает на бакштаге).
-Растравите оттяжку гика, чтобы обезветрить вершину грота.
-В случае необходимости, отдайте шкот спинакера.
Что делать, если начался брочинг под ветер:
Скомандуйте «ГОЛОВЫ ВНИЗ!». Держите экипаж подальше от гика-шкота и погона. Если завал-таль не была установлена или оборвалась, гик резко перекинется на другой борт!
-Отдайте или обрежьте завал-таль, чтобы позволить грота-гику перейти на новый подветренный борт.
-Растравите оттяжку грота-гика, чтобы обезветрить вершину грота.
-В случае необходимости, отдайте брас.
Если быстро отдать оттяжку спинакер-гика в начале брочинга, можно спасти спинакер и спинакер-гик от попадания в воду, разрыва и поломки.
Предупреждение брочинга.
В тяжелых погодных условиях в яхтинге необходимо управлять лодкой по мачте. При следовании полными курсами в сильный ветер следует избегать рысканья лодки, которое может привести к очень серьезным проблемам.Стабилизируйте спинакер, установив оттяжку Барбера и выбрав шкот и брас .
Для предупреждения брочинга пресекайте любое стремление яхты накрениться. Ориентируйтесь на мачту. Если лодка начинает крениться — поворачивайте в сторону крена! Такой маневр в яхтинге уменьшит крен. Это называется — управлять лодкой по мачте . Действуйте аккуратно, не допуская чрезмерного изменения курса. Многие яхтсмены привыкли делать все наоборот, что может привести к брочингу.
Если установлена хорошая завал-таль, есть возможность использовать вышеупомянутую технику с большей степенью безопасности. Заметив увеличение крена, можно подправить курс, а завал-таль не позволит гику перекинуться на другой борт, даже если допустить небольшую ошибку в управлении.
Тем не менее, если курс близок к фордевинду, не нужно уваливаться, так как существует опасность самопроизвольного поворота через фордевинд или брочинга в подветренную сторону. В этой ситуации в яхтинге разумнее будет изначально идти острее к ветру, избегая фордевинда. Это сохранит свободу маневра по курсу без риска самопроизвольного поворота через фордевинд или брочинга.
Наветренный брочинг в яхтинге менее опасен, чем подветренный. Подветренный брочинг обычно приводит к самопроизвольному повороту через фордевинд, очень сильному крену, различным повреждениям и хаосу на борту, возникает риск для жизни и здоровья членов экипажа.
Для предупреждения брочинга всегда старайтесь предвосхитить движения лодки. Мгновенная реакция — основа контроля над ситуацией в яхтинге.