Ну вот, мы наконец решились покинуть гостеприимное Средиземноморье и заняться яхтингом в приливных зонах Мирового океана. И правильно, мир велик и разнообразен, не будем себя обворовывать. Время научиться учитывать влияние приливов на яхтинг. Ранее мы рассмотрели причины возникновения приливов и основные термины, применяемые в яхтинге для расчетов высоты приливов. Итак, мы готовы с помощью таблиц приливов перейти к определению высоты прилива в заданной точке в заданное время. Приступим же к практическим расчетам.
Таблицы приливов.
Человечество накопило тысячелетний опыт наблюдения за приливами, особенно в местах оживленного судоходства. Эти знания плюс астрономические расчеты позволили создать таблицы приливов, с высокой точностью предсказывающие высоту приливов на ближайший год. Данные таблицы приливов становятся основой для морских альманахов, издающихся каждый год и содержащих всю необходимую для мореплавателей информацию. Пожалуй, самый удобный и полный альманах — это альманах REEDS NAUICAL ALMANAC. Инструкторы большинства яхтенных школ используют именно его при обучении яхтсменов в походах по приливным зонам Европы. Не будем и мы исключением. Разберем наши примеры на основе таблиц приливов именно этого альманаха.
Важно понимать, что, когда мы говорим о приливе, мы должны иметь точную привязку высоты прилива ко времени. Все таблицы приливов построены с использованием зонального времени! Это означает, что если вас интересует высота прилива в каком-либо городе, то время, указанное в таблице приливов, — это время, которое показывают башенные часы в этом городе зимой. Люди для своего удобства и в целях экономии электроэнергии придумали так называемое летнее время, но море не интересуется идеями и хитростями людей и живет по своим законам, поэтому при переходе на летнее время нам необходимо к табличному времени добавлять один час. Разумеется, составить альманах, содержащий информацию по всем портам и маринам мира, невозможно.
Даже если это сделать, такой альманах выдержит только очень большое судно. Поэтому альманахи, во-первых, издаются с разбивкой по регионам, а самое главное, они содержат полную информацию о крупных портах или портах, находящихся в особых приливных условиях. Такие порты называются STANDARD PORTS. А для остальных портов, называющихся SECONDARY PORTS, даются привязка к одному из STANDARD PORTS и величины поправок, позволяющие произвести необходимые расчеты.
Расчет высоты прилива для STANDARD PORTS.
Давайте решим задачу для STANDARD PORTS Представим себе, что мы хотим 18 сентября 2012 года после обеда прийти в марину St Malo на яхте с осадкой 2 метра. Из альманаха REEDS-2012 мы с вами узнаем, что вход в марину ограничивает порог (Sill) высотой (Drying Height) 2 метра (рисунок выше). Нам надо рассчитать в какое время мы можем зайти в марину, имея запас по глубине 1 метр под килем.
На картах для обозначения высоты осушаемых участков над уровнем CD используют подчеркнутые цифры.
РЕШЕНИЕ:
Считаем необходимую высоту прилива: Required Height of Tide = Draft + Safety Clearance + Sill = 2+1+2 = 5 метров.
В альманахе находим таблицы для St Malo .
В таблице для 18 сентября приведены значения уровней низкой и высокой воды:
— в 03 часа 01 минуту LW1 1.0 метра
— в 08 часов 19 минут HW1 12.8 метра
— в 15 часов 19 минут LW2 1.0 метра
— в 20 часов 35 минут HW2 12.9 метра
Мы обнаруживаем, что дата 18 сентябрей помечена красным цветом. Это означает что в этот день сизигия и максимальный прилив составят 12.9 метра. А нам для прохода достаточно 5 метров. Следовательно, задача имеет решение. Теперь попробуем его найти.
По условиям задачи мы планируем зайти в марину после обеда. Это значит, что нас интересует отрезок времени после второй низкой воды, то есть после 15 часов 19 минут.
В альманахе находим кривые для St Malo и производим следующие построения:
соединяем полученные значения LW2 = 1.0 метра и HW2 = 12.9 метра прямой линией АВ;
проводим вертикальную линию через определенную нами величину прилива в 5 метров до пересечения с прямой АВ;
Из точки пересечения C построенных нами линий проводим горизонтальную линию до ее пересечения с красной кривой точки D.
Нарастание уровня прилива в сизигию и квадратуру обычно происходит с разной скоростью, что отображается двумя кривыми: красной — для сизигии и синей пунктирной — для квадратуры. Если мы попадаем между сизигией и квадратурой, то на глаз решаем задачу интерполяции.
Из построений следует, что нам нужно прибыть ко входу в марину за три с четвертью часа до HW2. Чтобы лучше ориентироваться во времени, давайте заполним специальные прямоугольники под кривыми.
Обратите внимание на примечание, которое находится в верхней части таблицы: «For French Summer Time add ONE hour in non- shaded areas». Так как в Европе принято переходить на летнее время, в таблицах приливов для удобства время действия зимнего (более темного) времени затемнена. А во время действия летнего времени к табличному значению нам предлагают прибавлять один час.
Поскольку интересующая нас дата -18 сентября — относится к летнему времени, нам к табличному времени HW2, равному 20 часам 35 минутам, необходимо прибавить один час. Следовательно, под клеточкой с надписью HW мы подставим значение 21 час 35 минут и заполним соседние квадратики, соответственно прибавляя или отнимая один час.
Указанное в шкале времени значение соответствует середине приливного часа, например HW начинается в 2105, а заканчивается в 2205. Середина этого интервала – 2135 — вписана в соответствующий квадратик HW.
Запомните: время в таблицах и на картах принято писать, не разделяя часы и минуты точками или запятыми!
Воспользуемся получившейся осью времени. Мы опустим на него перпендикуляру точки D и получим точку Е, соответствующий примерно 18 часам 30 минутам местного летнего времени, которое будет соответствовать показаниям нашего судового хронометра! Это и есть ответ на поставленную задачу!
Ответим еще на один дополнительный, но очень важный вопрос: до какого времени мы можем опаздывать, но все-таки попадем в марину? Это очень просто! По графику видно, что после 17 часов уровень воды повышается, достигает 12.9 метра и начинает снижаться. Продолжив отрезок CD до второго пересечения с кривой уровня прилива — точка F — и опустив из нее перпендикуляр на ось времени, получим точку G. После этого момента уровень прилива будет меньше 5 метров. Это произойдет уже 19 сентября около двух часов ночи. Таким образом, мы можем преодолеть порог в интервале от 1830 до 0200. Значит, у нас много времени в запасе, но если всё- таки не успеем, то не будем расстраиваться — недалеко от порога в St Malo есть специальные буи для опоздавших.
Все эти построения удобно делать карандашом прямо в альманахе.
Вот мы и рассчитали высоту прилива в заданной точке в заданное время. Но это не все способы расчетов. Есть еще эффективные методы расчета высоты прилива. Это так называемый метод двенадцатых и правило четвертей и десятых. Но об этом в следующей статье.