Это самый удобный в яхтинге, любимый яхтсменами и довольно точный навигационный способ определения места судна. Уже хотя бы потому, что две используемые в нём разнородные линии положения (пеленг и дистанция) расположены друг относительно друга под углом 90°. О том, как выбирать ориентиры, мы уже говорили, но в данном методе это не так важно, потому что ошибки в одной линии положения как бы компенсируются другой линией. Здесь нужно только руководствоваться общим для всех навигационных способов определения места судна в яхтинге правилом — считай себя ближе к опасности и стараться выбирать для определения точечные ориентиры. Этот навигационный способ хорош ещё тем, что не нужно приводить полученное место к одному моменту времени, так как оба параметра снимаются с дисплея радара практически одновременно.
Не могу отметить и один практический нюанс. При ведение навигационной прокладки в яхтинге желательно, чтобы место яхты определялось разными методами. И это на самом деле правильно.
Используя различные навигационные способы определения места судна, мы проверяем себя, точность опознания ориентиров, исправность приборов и так далее. Однако, очень часто, особенно при частых обсервациях, не получается разные методы использовать. Или некогда (упаси вас боже сказать кому-нибудь, что у вас не было, нет, или не будет времени — на море это, мягко говоря, не принято!). В таких случаях используйте самый удобный при существующих обстоятельствах способ, но на карте извольте оформлять прокладку так, чтобы было видно, что способы использовали разные. Таким образом «набьете руку», и в ситуациях, когда действительно не будет времени (а они в яхтинге случаются довольно часто), легко сможете определить место яхты доступным в данный момент навигационным способом.
А практически в яхтинге проверять себя на самом деле нужно. Как? А это уж по обстановке. GPS, например, или по прохождению траверзов ориентиров, по створам, да мало ли. Всего-то в статьях не опишешь, тут, как ни крути, определённый опыт нужен, господа.
Но все это лирика, как же все-таки определить место яхты по пеленгу и дистанции? А выполняется этот навигационный способ определения места судна просто. Берут пеленг, дистанцию на ориентир, замечают время и отсчёт лага, да и прокладывают это всё на карте . Из рисунка все ясно видно.
Навигационный способ определения места судна по двум горизонтальным углам.
Этот навигационный способ определения места судна в яхтинге применяется редко, но он имеет неоспоримое преимущество. И знать его нужно. Преимущество состоит в том, что для измерений используется только секстан, а он, практически не ломается. Так что может сломаться всё, а место вы иметь будете. Тем метод и ценен.
Секстаном измеряются горизонтальные углы между парами ориентиров из трёх — А, В и С. Угол между А и В обозначим, как α, угол между В и С — β. Затем полученные отсчёты измеряются инструментальной поправкой секстана.
Тут-то и пришло время вспомнить о протракторе. Мучительно вспоминаем,что это такое и где же видели его в последний раз, находим и достаём. Крайние линейки протрактора устанавливаем на величины полученных углов и кладём прибор на карту так, чтобы его центр находился приблизительно в районе счислимой точки. Теперь начинаем двигать протрактор по карте так, чтобы стороны линеек, на которых имеется скос, прошли одновременно через все три ориентира. Как только это получилось, делаем кнопкой в центре лимба аккуратненький накол, который и покажет обсервованную точку на карте.
А вдруг, так и не вспомним, где протрактор? Или его вообще на яхте нет? (А так в яхтинге случается, причем почти всегда). Не беда. В этом навигационном способе определения места судна можно приспособить к делу обыкновенную кальку. Тогда ставим на ней любую точку, от точки строим произвольную прямую, по обе стороны от которой откладываем измеренные углы — по одну сторону α, по другую — β. Наша произвольная прямая будет проходить через ориентир В. Линия, получившаяся при откладывании угла α, пройдёт через ориентир А, а линия, получившаяся при откладывании угла β — через ориентир С. Получаем, в принципе, то же, что и при использовании протрактора. И так даже удобнее, не нужно думать, на какой же там из сторон есть скос, а на какой его нет.
Тут, ясное дело, без иллюстрации не обойдёшься . Но из рисунка все понятно.
Но есть тут нюанс. Место судна в яхтинге нельзя определять указанным способом, если и яхта, и ориентиры находятся на одной окружности. Это так называемый случай неопределённости. Его тригонометрическое обоснование, как, впрочем, и обоснование самого метода, мы тут разбирать не будем. Неинтересно. А вот как случая неопределённости в яхтинге избежать, это мы посмотрим. Для этого нужно подбирать ориентиры, руководствуясь каким-либо из следующих принципов:
1. Все три ориентира удалены от судна на одинаковое расстояние.
2. Средний ориентир расположен ближе к судну, чем крайние.
3. Все три ориентира располагаются на одной прямой.
При использовании данного навигационного способа определения места судна в яхтинге следует приводить наблюдения к одному моменту времени (если, конечно, не два наблюдателя одновременно измеряли соответствующие углы).
Действуют здесь, в принципе, так же, как и при навигационных способах определения места , описанными в предыдущих статьях. Сначала берут первый угол, потом второй и снова первый. Моменты времени наблюдений и отсчёты лага замечают. Высчитывают среднее значение первого угла: α=(α1+α2)/2.
За момент времени принимают момент вторых измерений.
Можно в яхтинге также измерить горизонтальные углы и с помощью пеленгатора. Но это целесообразно делать, когда поправка компаса велика и хочется её определить. А так и смысла особого нет, проще по пеленгам определиться. Если всё же используем пеленгатор для определения горизонтальных углов, то быстро берём пеленги на ориентиры и находим разности: между левым пеленгом и средним, а потом — между средним и правым. Так и получим наши горизонтальные углы.
Это были самые основные в яхтинге навигационные способы определения места судна. Ещё место определяют по радиомаякам, но способ этот неточен и уходит из употребления не только фактически, но и юридически. На яхтах даже не имеют радиопеленгатор. И это хорошо. А то мороки — вагон, а толку не очень-то много.
Ещё место судна в яхтинге определяют с помощью, как я уже говорил, GPS, а также радионавигационных систем. Но на современных приёмоиндикаторах всей этой аппаратуры просто высвечиваются готовые координаты, которые остаётся лишь нанести на карту. А как этим всем пользоваться — увы, в этой серии статей я не напишу. Потому что каждым прибором — по разному. Ничего не остаётся, как читать руководства для пользователя и действовать соответственно. А как вы думали?
В яхтинге все описанные навигационные способы можно комбинировать, ведь нам главное — получить для ОМС несколько линий положения. Используют для этого также створы, траверзные расстояния, уточнение место по глубинам и т.п. Это тоже вопрос практического опыта, и в данных статьях нет смысла на них останавливаться. Яхтсмены всякие экзотические способы объединяют одним ёмким термином — метод опроса местного населения. Шутка, конечно, но… Если вы освоите то, что объяснено в серии этих статей, то вас уже штурманом можно смело считать.