Ну вот, мы теперь уже очень многое знаем и умеем (см. статьи). Вести счисление, прокладывать курс, определять место своего судна навигационными способами. Однако, в предыдущих статьях говорилось, в основном о яхтинге на достаточно небольшие расстояния. Тут легко и просто как планировать переход, так и прокладывать курсы яхты, на чём сейчас остановимся чуточку подробнее. Для исполнительной прокладки курсов в яхтинге при дальнем плавании от одного пункта до другого сначала необходимо подобрать комплект карт на планируемый переход. Процедура эта не сложна. Нужно только помнить, что в качестве путевых карт (то есть тех, на которых будем вести исполнительную прокладку курсов), используются карты самого крупного масштаба. А для наглядности, чтобы видеть или весь район яхтинга, или (при очень больших расстояниях на переходах), наиболее значительную его часть, используются генеральные.
Тут нам поможет каталог карт и книг. Не забываем, что книги на переход (навигационные пособия — лоции, огни и знаки, радиосигналы, информацию о течениях и т.п.) нам тоже необходимо заранее подобрать. Принцип использования каталога прост. К тому же, в его начале дана информация о том, как им пользоваться. На первых страницах там приводятся как бы контурные карты мирового океана. На них нанесены рамки карт более крупного масштаба и указаны их адмиралтейские номера. То есть сразу и наглядно видно, какими путевыми картами «покрывается» наш район яхтинга.
Выписываем номера карт, как путевых, так и более мелкомасштабных, вплоть до генеральных и достаём их из нашей коллекции. Хорошей морской практикой в яхтинге является постоянное пополнение и обновление этой коллекции. При подборе также руководствуемся соображениями простого здравого смысла. Например, если на отрезке плавания в открытом море нет ни островов, ни мелей, ни иных опасностей, можно использовать карты более мелкого масштаба.
Исполнительная прокладка курса на генеральной карте.
Следующий этап предварительной исполнительной прокладки в яхтинге — прокладка курса на генеральных (или, в зависимости от продолжительности плавания, мелкомасштабных) картах. Для этого нужны, как минимум, две путевые карты. Одна — для порта начала плавания, другая — для конечного пункта. Если путь проходит через напряжённые в навигационном отношении места (проливы, в близости островов и т.п.), то понадобятся карты и этих мест. Почему? Да потому что, прежде всего, необходимо выйти из порта, зайти в порт, миновать опасности, словом, вывести яхту «на чистую воду». А на мелкомасштабных и генеральных картах все эти опасности просто не видны. Поэтому первоначально нужно выполнить предварительную исполнительную прокладку курса для стеснённых и опасных условий и определить координаты точек выхода на «чистую воду».
Далее наносим полученные точки на генеральную карту . Да и соединяем эти точки прямой линией. Вот и получили исполнительную прокладку курса из точки в точку. Но помним, что прямой изображается локсодромия, которая, на самом деле, не является кратчайшим расстоянием на местности. Кратчайшим расстоянием будет ортодромия, или дуга большого круга, которая на карте изобразится кривой (на практике — несколькими прямыми отрезками, соединяющими определённые точки этой кривой). Но об этом в следующей статье. А пока нужно «перенести» полученные курсы на путевые карты. Ну и ничего страшного. Из начальной точки маршрута откладываем линию курса, значение которого снимаем с генеральной карты, аж до самой границы . Наносим на нее рамку следующей подобранной путевой карты (напомню, что все построения выполняют карандашом!). На многих современных картах такие рамки уже нанесены. Технически в яхтинге это делается так. Координаты снимать-наносить умеем, так вот это то же самое. Грубо говоря, нам нужны координаты углов рамки карты.
Исполнительная прокладка курса на путевых картах.
Но углы — это тогда, когда наш курс будет проходить где-то в районе такого угла. Если же он проходит где-то в середине путевой карты, то достаточно снять значение долготы (если мы «вплываем» в карту с востока или запада) или широты (если «вплываем» с севера или юга), и нанести равную им линию на предыдущую карту. А затем перенести на следующую нашу исполнительную прокладку курса. Для этого сначала выбираем на курсе точку, лежащую внутри только что нанесённой нами границы следующей карты. Причём желательно, чтобы она лежала на пересечении линии курса и какой-либо из линий координатной сетки. Это для контроля и удобства переноса (или, как говорят, перехода с карты на карту).
Если на обеих путевых картах есть навигационный ориентир, остров там, или характерный мыс, или буй (причём при решении в яхтинге данной задачи истинное местоположение буя нас не волнует), то прокладываем тонкой линией пеленг на ориентир и снимаем дистанцию до него. Затем по этому пеленгу и дистанции наносим нашу точку на следующую карту. И из неё продолжаем линию курса. И так на всём протяжении планируемого перехода. Этот способ переноса (по пеленгу и дистанции) считается наиболее предпочтительным при исполнительной прокладке курса. Неплохо проконтролировать положение точки на следующей карте по координатам. Хочу отметить, что координаты могут очень незначительно различаться. Тогда проверьте все построения ещё раз, так, на всякий случай. Но если всё остаётся без изменений, вы не виноваты, эти заморочки возникли в результате построения самих карт из-за использования меркаторской проекции (о чём мы упоминали в предыдущих статьях). Поэтому-то и лучше при яхтинге «переходить» по пеленгу и дистанции.
Ну а если нет ориентиров. Ну, тогда деваться некуда — при исполнительной прокладке курса переходите по координатам. Иногда, при яхтинге в некоторых районах (например, в Средиземном море) выходит, что выполнив все построения, «не попали» в конечную точку маршрута, курс «уплыл». Подозреваю, что это тоже — из-за проекции. А также и из-за того, что в масштабе генеральной карты не удаётся «схватить» точное значение нужного курса. Ну и что делать? А «притянуть» исполнительную прокладку курса, пользуясь определёнными погрешностями самой параллельной линейки. Ведь она, по правде говоря, чуточку непараллельна. Кое-какие десятые доли градуса в ней «гуляют». Этим и пользуемся. Теперь из конечной точки маршрута, как бы обратным ходом, прокладываем курс в начальную. Но при этом чуть-чуть, на 0,2° — 0,3° смещаем её в сторону той проложенной линии курса, которая «не попала» в конечную точку. И так, пока на какой-либо из путевых карт эти две линии не встретятся. В этом месте придаём безобразию пристойный вид, чтобы не было заметно лёгкой непараллельности линий, стираем ненужные построения, подписываем значения курсов — и дело в шляпе. Только я вам всего этого не рассказывал! И вообще об этом ничего не знаю!
Оформление исполнительной прокладки курса.
Теперь, для наглядности оформления, обратимся к рисунку, на котором посмотрим, как осуществляется переход с карты на карту, и как оно всё оформляется. Да, кстати, при ведении исполнительной прокладки курса процедура перехода с карты на карту выполняется точно так же.
Сразу обратим внимание, что в нашем примере рамки соответствующих карт уже нанесены, ещё в типографии. И их несколько. А нам нужна определённая, а именно № 3816. (Её номер обведен только для наглядности, в практическом яхтинге этого делать не нужно!) А вот обозначить нужную карту — необходимо. И можно сделать это, проведя над и под линией курса точно по рамке по нескольку штрихов. Точку перехода намечаем на меридиане 120°, он есть на обеих картах. Оформляем построение, как при исполнительной прокладке курса. Если исполнительная прокладка курса предварительная, то под чертой ниже номера дата не пишется.
Опять же на чисто исполнительной прокладке курса при оформлении вместо «крестика» в конце линии курса будет стоять либо обозначение обсервации, либо — счислимой точки. На рисунке видно, что рамка следующей карты — линия меридиана 119° 51,4′ Е (восточная долгота). Если бы рамка уже не была нанесена, то пришлось бы нанести её самим, и результат бы выглядел точно так же, как выглядит сейчас. Номер карты тоже нужно писать. На новой продолжим курс из получившейся точки, и напишем рядом с №3807 (на предыдущей было — на №3816). Это даже рисовать не надо, и так ясно.
Не могу ещё раз не напомнить, что в яхтинге при исполнительной прокладке курса перед работой с генеральными необходимо проложить пути на путевых картах в сложных с навигационной точки зрения районах (найти «точки чистой воды»).
Про «подъём карты» и необходимость корректуры , хочется надеяться, при всём при этом не забыли. А если забыли смотрите статью.
В следующей статье перейдём к яхтингу океанскому и поговорим об ортодромии и локсодромии еще раз.