Кажется, совсем недавно дизельный судовой двигатель на парусной яхте выглядел кощунством и предательством яхтинга. Во-первых, старая школа яхтсменов не предполагала в яхтинге иного способа маневрирования для выхода с места стоянки в море, кроме, как под парусами. То же самое и в случае подхода к причалу или постановки на якорь. Во- вторых, установка морского дизеля на деревянной яхте превращала ее из красивой игрушки в гремящего и дымящего монстра с лужами масла и дизтоплива в трюмах. Поэтому достоинства моторного судна с дизельным судовым двигателем в виде комфорта и безопасности яхтсменами-парусниками упорно не признавались. Ну, такие были времена, такие были яхтсмены и такие были морские дизеля.
Дизельный судовой двигатель в яхтинге.
Не стоит горевать о том, что многое поменялось в яхтинге. И в отношении морских дизелей на парусных яхтах тоже. Теперь крейсерская яхта без дизельного судового двигателя выглядит как-то бедненько, за людей на ней немного боязно. Дизельный судовой двигатель даже на яхтах с нормальным парусным вооружением стал конкурентом ветра по количеству пройденных миль. Просто поменялся сам стиль жизни яхтинга: все нужно делать быстрее, так как многое доступно, если успеть его достигнуть и потом спешить дальше.
Дизельный судовой двигатель становится гарантом реализации планов по срокам, гарантом безопасности в неудобную погоду, гарантом электроэнергии, гарантом тепла или холода, смотря по тому, что нужнее. Морской дизель становится настолько привычным в яхтинге, что его капризы грозят катастрофой и инфарктом. Недаром принято говорить, что дизельный судовой двигатель умер или ожил: есть в этом и горькая, и сладкая правда яхтенной жизни. Не всем посчастливилось породниться с парусными яхтами, где морской дизель всего только полубог. На моторных яхтах он уже почти этот самый лорд и есть.
Единственный способ подружиться с таким важным партнером в морском яхтенном вояже, как дизельный судовой двигатель — познакомиться с ним поближе, понять, чем морской дизель живет, обеспечить его всем необходимым и постараться предвидеть его поведение хотя бы в ближайшие часы яхтинга. По голосу, запаху, температуре, настроению и даже взгляду, если сумеете.
«Учите матчасть!» — старое правило актуально, как никогда: и сами себя зауважаете и вас издалека будут узнавать те, кто не догадался поинтересоваться где спрятан дизельный судовой двигатель и как морской дизель работает. Судя по всему, есть только два варианта яхтинга:
— выходить на пару-тройку часов на яхте, подготовленной специалистами и позволить себе вообще не интересоваться техническими вопросами никогда, либо
— уходя на несколько дней от базы, понимать, что игнорирование правил обслуживания дизельного судового двигателя несет прямую угрозу благополучию членов экипажа и сохранности судна.
Третьего не дано, к сожалению.
Если парус — душа яхты, то дизельный судовой двигатель — ее сердце. Несмотря на то, что на моторных яхтах довольно широко применяются бензиновые двигатели, именно морской дизель был и остается истинным моряком. Даже в наши дни на яхтах и рыбацких ботах можно обнаружить дизельные судовые двигатели, которые отлично работают при полном отсутствии электрооборудования: весьма ценное качество, которому многие моряки обязаны жизнью.
Как правило, люди становятся яхтсменами и начинают плотно заниматься яхтингом уже после того, как определят свои симпатии между бензином и дизелем. Обычно это отношение основывается на автомобильном опыте, и не всегда личном. Еще более примечательно, что недостатки дизельных моторов лучше известны тем, кто всегда ездил только на бензиновых.
Раз уж речь зашла об автомобильных дизелях, нельзя обойти вниманием тот факт, что многие из них имеют модификации дизельных судовых двигателей для больших и малых плавсредств. Так, морские дизели мощностью 65-85 л.с. фирмы Vetus изготовлены на базе автомобильного мотора Hyundai, более мощные — Deutz. На рынке яхтенных судовых двигателей часто можно встретить продукцию таких известных производителей, как Mitsubishi, Ford, Peugeot. Большие моторные яхты приводятся в движение морскими дизелями, среди которых есть и восьми цилиндровый V-образный General Motors, известный своим применением на легендарном автомобиле Hammer H1.
Тем не менее, даже при заметном увеличении числа дизельных автомобилей, многие еще считают этот мотор шумным, грязным и просто хлопотным. Учитывая, что налицо некоторое предубеждение, есть смысл познакомиться с морскими дизелями поближе.
История морского дизеля.
В смутные времена первой четверти XIX века некто Сади Карно умудрился сформулировать идею, что воспламенение топлива в рабочей машине может произойти от повышения давления путем сжатия воздуха. Прошло немало времени, пока в конце XIX века Рудольф Дизель запатентовал практическую реализацию этого принципа. Самым впечатляющим, наверное, является то, что топливом дизельного мотора могут быть все фракции нефтеперегонки от керосина до мазута и ряд продуктов природного происхождения — рапсовое масло, фритюрный жир, пальмовое масло и многие другие. Дизель может с определенным успехом работать и на сырой нефти. Один из первых экспериментальных моторов питался даже угольной пылью, но оказался недолговечным из-за интенсивного износа продуктами горения — золой. Первые перспективные двигатели Дизеля работали на растительных маслах или легких нефтепродуктах. Проблемы впрыска топлива были принципиально решены изобретателем, имя которого тоже на слуху в наши дни — Роберт Бош.
Таким образом, на службу человечеству поступил дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения топлива, распыленного в разогретом при сжатии воздухе.
Если верить Википедии, то первые в мире суда с дизельным судовым двигателем появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Их родство с более известным однофамильцем не выяснено.
Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи морского дизеля мощностью в 20 л.с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий дизельный судовой двигатель. Три таких дизельных судовых двигателя были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» — первый теплоход в мире.
Три морских дизеля, каждый мощностью 120 л.с., приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. Такая сложная схема привода дизельного судового двигателя была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса морских дизелей и управления оборотами в широких пределах.
Первый реверсивный (могущий работать в обоих направлениях) дизельный судовой двигатель был также создан в России. Он был установлен на подводной лодке «Минога», построенной в 1908 году.
Достоинства дизельного судового двигателя для яхтинга.
КПД бензинового мотора — около 25%. Современные дизельные судовые двигатели обычно имеют КПД до 40-45%, некоторые низкооборотные крупные дизели — свыше 50% (например, MAN S80ME-C7 тратит только 155 г. мазута на кВт/ч, достигая эффективности 54,4%).
Другим важным достоинством является безопасность яхтинга — дизельное топливо нелетучее и вероятность возгорания у дизельных судовых двигателей намного меньше, тем более, что в них не используется система зажигания высоковольтной электрической искрой.
Относительными недостатками дизельных судовых двигателей являются необходимость использования стартера большой мощности и более высокая цена в ремонте топливной аппаратуры морского дизеля, так как насосы высокого давления являются прецизионными устройствами.
В целом можно отметить такие замечательные качества дизельного судового двигателя в яхтинге:
1. Неприхотливость и надежность дизельного судового двигателя . Отсутствие жиклера карбюратора и особенно ненадежной электрической системы зажигания, которые являются причиной более четверти проблем в бензиновых моторах.
2. Более низкий расход топлива морского дизеля. Удельный расход топлива значительно ниже: даже если стоимость топлива та же самая, дизель экономичнее бензинового мотора равной мощности на 20-30%. В среднем, дизель потребляет 200г на л.с./ч против 300г на л.с./ч бензинового двигателя.
3. Большой крутящий момент на малых оборотах дизельного судового двигателя. Дизель имеет большой крутящий момент в широком диапазоне оборотов, что особенно полезно при морском применении в яхтинге.
4. Экологичность и безопасность морского дизеля. Количество вредных выбросов минимально у исправного двигателя. Дизельное топливо, по сравнению с бензином, менее пожароопасно. Яхтинг более безопасный.
5. Техническое обслуживание дизельного судового двигателя. Дизель, будучи простым по конструкции, обладает высокой надежностью и часто выдерживает даже более, чем просто разумную степень пренебрежения, кроме грязного топлива – морские дизели должны питаться чистым топливом. Третий в мире рабочий коммерческий дизель проработал с 1897 до 1937 года, и был передан в Лондонский Музей Науки.
6. Отсутствие радиопомех морского дизеля. Из-за отсутствия электрической системы воспламенения (системы зажигания) отсутствуют помехи работе радиотелефонов, тогда как бензиновые двигатели должны экранироваться, но это редко бывает достаточно эффективным на яхтах.
Недостатки морского дизеля в яхтинге.
О мнимых недостатках дизельного судового двигателя в яхтинге.
1. Стоимость дизельного судового двигателя. Начальная стоимость выше из-за стоимости оборудования впрыска и вообще более массивной конструкции морского дизеля. Говоря о высокой стоимости ремонта топливной аппаратуры дизеля, не стоит забывать, что большой ресурс этих моторов не предполагает делать это достаточно часто.
2. Вес дизельного судового двигателя. Как упомянуто выше, тяжелая конструкция из-за более высоких давлений, с которыми сталкиваются в морских дизелях, вызывает некоторое увеличение веса по сравнению с бензиновым двигателем равной мощности. Как правило, в яхтинге это обстоятельство или приветствуется, или не считается большим недостатком: вес дизельного судового двигателя понижает центр тяжести, что положительно влияет на остойчивость судна.
3. Шум и дым дизельного судового двигателя. Оба эти фактора, действительно, были характерны для морских дизелей прошлых поколений. Современный дизельный судовой двигатель, должным образом установленный и отрегулированный, не должен производить заметно большее количество шума, запаха или дыма, чем его бензиновый собрат.
Отношение к шуму работающего морского дизеля во многом определяется обстоятельствами. Если этот шум ознаменовал восстановление работоспособности мотора после долгих и мучительных попыток найти и устранить его неисправность — нет более приятного звука. Музыка!
Но эта статья была вступлением. Этакой восторженной одой использованию дизельных судовых двигателей в яхтинге и дабы положительно настроить читателя на дальнейшее изучение видов, устройства и обслуживания морских дизелей. Но обо этом и многом другом в следующих статьях.