В предыдущей статье мы начали обзор популярных направлений для яхтинга. Давайте продолжим наше путешествие на парусной яхте. Пора нам выйти из Средиземного моря. Для этого существуют три пути. Двигаясь к Северу, через пролив Дарданеллы мы попадем через Мраморное море к проливу Босфор.У входа в Босфор (в Мраморном море) расположены Принцевы острова. Часть из них густо заселена и является предместьем Стамбула.А несколько необитаемы. Но и там есть причалы, где можно остановиться переночевать. Довольно необычное впечатление — находиться в городе с многомиллионным населением на необитаемом острове. Если вы предпочитаете комфорт, то на европейском берегу Мраморного моря у самого входа в пролив расположена замечательная «Атакёй Марина».Пролив Босфор, разделяющий Европу и Азию, являет собой необычайно живописное зрелище. Крупные морские суда проходят его без остановки транзитом, и только пассажирские лайнеры останавливаются в Стамбуле.
А вот путешествовать на парусной яхте по Босфору можно в свое удовольствие. Есть морская примета — хочешь вернуться на Босфор, брось под знаменитым стамбульским мостом монетку в воду. Бросим и мы, ведь за Босфором нас ждет Черное море, известное мореплавателям своим коварством, а яхтсменам — отсутствием условий для яхтинга.
Путешествие на парусной яхте в Черном море.
Обидно, что побережье Черного и Азовского морей, находящееся в благоприятных погодных климатических условиях умеренных широт для путешествия на парусной яхте, практически представляет собой сплошное «белое пятно» для яхтинга. Ни тебе марины, ни бункеровки, ни технического снабжения. Морских пограничников стран СНГ причислять к береговой охране при всем желании не стоит — только их начальство знает, что они охраняют. В Румынию лучше не попадать, проверено на опыте. Немного лучше выглядят Болгария и черноморское побережье Турции (все внимание яхтингу в Турции уделяется со стороны Средиземного моря), но не слишком. О Грузии просто промолчим. Зато наши бюрократы будут покруче иных пиратов. Ну хоть где-то мы впереди всех.
И все же берега Кара Дениза (турецкое название Черного моря) влекут мореплавателей наших времен так же, как в свое время Энея в поисках «Золотого руна». А здесь есть места для путешествия на парусной яхте. Например, «Украинская Венеция » (так называют город Вилково, где многочисленные протоки и каналы заменяют улицы). Затем уникальный природный заповедник «Дунайские плавни». Его площадь 14 800 км2, в том числе 5600 км2 водной поверхности. Здесь гнездится 222 вида птиц. Среди них два вида пеликанов, лебеди и цапли. Водятся черные шакалы и другие экзотические животные (в том числе 80 занесенных в Красную книгу). Село Приморское (одно из возможных мест рождения Спартака), а также самый древний город Украины Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), история которого началась более 2600 лет назад. Места эти рыбные, уху готовят из речной и морской рыбы в одном казане: осетр, белуга, севрюга, лосось, сом, умбра, чоп, сазан и конечно же знаменитая дунайская селедка. О раках и говорить не приходится, их тут треть всех мировых запасов. А вот лягушек местные не едят, ловят и отправляют на экспорт (вы угадали — во Францию).
Любители яхтинга, чьи яхты базируются в стамбульской «Атакёй Марине», изобрели оригинальный способ для коллективного путешествия на парусной яхте в негостеприимном Черном море. Первая вылазка в виде международного яхтенного ралли «КАЙРА»состоялась в 1997 году. Тогда 30 разнотипных парусных яхт под флагами 12 стран прошли за 25 дней вдоль черноморского побережья Турции по яхтенному маршруту Стамбул-Самсун-Стамбул. Впечатления остались положительные, и на следующий год уже 37 яхт из 15 стран отважились на более протяженный маршрут для яхт: Турция-Болгария-Одесса-Крым-Турция. За 43 дня яхтсмены посетили 21 порт.
Яхтенное ралли — изобретение наших дней и заслуживает внимания любителей яхтинга. К участию в ралли допускаются любые яхты, имеющие скорость под двигателем не менее установленной организаторами. Вместо соперничества, неизбежного при любых соревнованиях, господствует атмосфера взаимовыручки, равенства, единства целей. Это создает уникальные возможности для приобретения новых друзей и безопасного отдыха на яхте в регионах плавания, не обеспеченных необходимой инфраструктурой и не предназначенных для комфортного яхтинга.
Закончим описание довольно безотрадного путешествия на парусной яхте по родным черноморским водам надеждой , что в будущем эти благословенные места будут благоприятны для всех любителей яхтинга. Но не будем о грустном, а продолжим наш обзор.
Путешествие на парусной яхте на юго-востоке Средиземного моря.
Политические страсти, непрестанно бушующие в юго-восточном регионе Средиземного моря, делают его не слишком привлекательным для яхтинга. И все же, вопреки разногласиям политиков, яхтсмены находят общий язык и здесь. Усилиями яхтсменов-активистов все той же «Атакёй Марины» проложен маршрут путешествия на парусной яхте между различными мусульманскими странами и… Израилем! В 1990 году в первом Восточно-Средиземноморском парусном ралли «ЭМИР» по турецким водам стартовало всего 17 яхт. С тех пор маршрут для яхт стал намного длиннее (1670 миль), а флотилия достигла 100 вымпелов из 19 стран. В 2002 году путешествие на парусных яхтах длилось 47 суток (с апреля по июнь) и маршрут для яхт проходил через 19 марин шести стран: Турция, Северный Кипр, Сирия, Ливан, Израиль, Египет. С учетом специфики маршрута яхты на всем его протяжении сопровождали патрульные суда береговой охраны Турции.
Будем надеяться, что политика не сможет угробить «яхтенную дипломатию», и восточная часть Средиземного моря (кстати, родина мореплавания) станет доступной для всех яхтсменов.
Отсюда еще один выход из Средиземного моря ведет в Индийский океан. Идя на Юг, мы достигнем Суэцкого канала, который сам по себе интересен, как рукотворный пролив. С обеих его сторон есть возможность для цивилизованной стоянки. Кто любит дайвинг (водичка +26°С) и не боится жары, может проследовать каналом для путешествия на парусной яхте в Красном море.
Индийский океан — третий по размеру океан Земли. Его площадь свыше 76 миллионов квадратных километров и напоминает треугольник. К сожалению, этот океан людям удалось загрязнить более других.
Путешествие на парусной яхте в субтропиках.
Третий выход находится к Западу. Этот путь ведет нас в Атлантический океан. На европейском берегу расположен порт Гибралтар, известный также своими прекрасными яхтенными маринами. Они являются местом отдыха для яхт и яхтсменов Западной и Северной Европы, совершающих путешествие на парусной яхте в Средиземное море, а также тех, кто осенью покидает умеренные широты, направляясь в Карибский бассейн. Для тех, кому не хватит места в трех маринах Гибралтара, есть возможность остановиться в испанских маринах (порт Малага на европейском берегу и порт Сеута на африканском). В былые времена именно в этих местах парусные суда месяцами ожидали попутного ветра.
Атлантический океан — второй по величине в мире. Его максимальная ширина — 3900 миль (7223 км). Яхтсмены любят пересекать его в обе стороны. А ведь не так давно за Геркулесовыми столбами (старое название Гибралтарского пролива) находился «конец света «.
Европейское побережье Атлантики сразу за Гибралтаром является подобием Средиземноморского. Здесь тоже есть удивительные уголки для путешествия на парусной яхте. Испанский Кадис и южное побережье Португалии — замечательные места для яхтинга.
Не слишком далеко от пролива находятся известные всем Канарские острова. Чуть выше к Северу лежит остров Мадейра, еще выше — Азорские острова. Яхты, пересекающие Атлантику, частые гости на этих гостеприимных и примечательных для яхтинга островах. Если, выйдя из Гибралтарского пролива, вы проложите курс на Индию, но попадете в Америку, то вы в точности повторите маршрут Колумба.
Однозначно и неоспоримо, что самыми заповедными для яхтинга зонами являются субтропики. Сезон для путешествия на парусной яхте здесь длится семь месяцев. С апреля по октябрь для Северного полушария и, соответственно, с октября по март для Южного. Обратите внимание: меняя районы, можно заниматься яхтингом круглый год в самых благоприятных условиях.
В самом начале и конце сезона в субтропиках Северного полушария средняя температура воздуха составляет +18°С, а морской воды около 20. Температура воздуха в мае (и октябре) уже повыше 22-25 градусов, а моря 20-22. Все вокруг цветет и пахнет. Что называется «бархатный сезон». Три летних месяца самых жарких, со средней температурой воздуха около 30 градусов и воды около 25. На берегу в этот период довольно жарко, а вот в море прекрасно. Стоит только отойти от раскаленного солнцем берега буквально на милю, и его влияние исчезает. Появляется «дыхание моря». В это время яхтинг достигает своего пика. Излюбленными местами яхтсменов для путешествия на парусной яхте в субтропиках Северного полушария являются Канарские и Бермудские острова, Мадейра, Азорские острова, Мексиканский и Калифорнийский заливы и частично Средиземное море.
Продолжим наше исследование субтропической зоны. На Американском континенте есть такое широко известное место, как полуостров Флорида. Им разделены воды Мексиканского залива и Карибское море. Именно здесь находится центр яхтинга атлантического побережья США. Вот где вы обнаружите «гнездо» мегаяхт. Называется это место Форт Лаудердэйл. Тут стоят не яхты, а прямо-таки плавучие дворцы с бассейнами, барами и вертолетными площадками. Правда, большинство из них проводит 365 дней в году у причала, но, с другой стороны, страшновато со всем этим «добром» идти в открытое море. Американцы любят тратить деньги на подобные вещи ради престижа. Многие, однако, не рассчитывают свои силы, и поэтому тут мегаяхты так часто меняют своих владельцев.
Тихоокеанский берег этой климатической зоны представлен Калифорнийским полуостровом, образующим одноименный залив. И хотя это уже Мексика, но картина весьма похожа, так как яхтингом здесь занимаются все те же американцы. Здесь яхтсменов меньше, чем яхт. Похоже, что не хватает в США выходцев из Англии. Видимо, прошло время, когда Новый Свет диктовал моду в парусе.
На этом пока обзор путешествия на парусной яхте закончим. В следующей статье переберемся в тропики.